Абсолютная вера мусульманина в божественное предопределение (кадар)
Нравственность16 Сентябрь 2016 14:04
Скажи: “Ничто и никогда нас не постигнет, кроме того, что нам предначертал Аллах. Он – Покровитель наш, и на Него пусть верующие уповают!” (Сура «Ат Тауба», 9:51)
Воистину, Мы сотворили каждую вещь по предопределению. (Сура «Аль К'амар», 54:49)
Аллах провозгласил уверовавшим, что Он создал и наделил предопределением все живые и неживые существа. Ни одно существо не в силах изменить ход событий, предопределенный для него Всевышним, никто из живых существ не может отвратить беду или благо, которое установлено для того или иного человека Творцом. И му,мины, обретшие совершенный Иман, ясно осознают и веруют в истину, что не постигнет их ни что, кроме того, что предначертано в их жизни Аллахом задолго до того, как они появились на свет.
Эта истина земного бытия – источник беспредельной радости и умиротворения душ му`минов. Ведь все большие и малые события, видимые и не видимые нами до мельчайших подробностей спланированы Беспредельной Мудростью Творца. Поэтому каждое из этих событий развивается только во благо верующим и таит в себе великую мудрость.
Му,мины, постигшие эту абсолютную истину, всем сердцем предали себя Божественному предопределению, установленному для каждого из людей Беспредельной мудростью Творца. Му`мины знают, что все созданные Аллахом события, и в окружающей нас жизни, и в мире в целом, содержат в своей основе великую мудрость и благо для религии Аллаха и для иной, вечной жизни верующих. В аяте Корана:
…И ни за что Аллах не дарует неверным победу над верующими. (Сура «Ан Ниса,а», 4:141)
сообщается, что для му,минов, верующих в абсолютную предопределенность событий Аллахом, всякое событие завершится в их пользу и на благо их душ.
…Нет сомнения, Аллах помогает тому, кто Ему помогает… (Сура «Аль Хадж», 22:40)
Аллах – Друг и Покровитель верующих. И му`мины, которые избирают Аллаха в покровители и полагающиеся лишь на Его волю, всегда помнят, что помощь и защита их Господа как в мирской жизни, так и в будущей вечной, всегда пребудет с ними. И даже когда, казалось бы, возникшая перед ними ситуация складывается далеко не в их пользу и несет страдание, они не впадают в отчаяние, а проявляют решительность и стойкость в вере в помощь Аллаха, зная, что и это тяжкое испытание – благо для совершенствования их души и Имана, посланное Аллахом.
Аллах сотворил землю как особое место мирского испытания для людей. Как часто случается, что люди, живя благополучно в изобилии и благе, выражают свою благодарность и преданность повелениям Аллаха. Но стоит беде коснуться их, как они тут же меняют свое поведение, забывая о вере и молитвах к Господу, становятся нетерпеливыми и неблагодарными Аллаху, отворачиваются от Него, пребывают в унынии и злобе по отношению к Всевышнему. В Коране очень точно описывается такое поведение людей:
…Ведь, истинно, когда Мы человеку даем вкус Нашей милости познать, он радуется ей. Когда ж его постигнет зло за то, что уготовали он себе своими делами, тотчас становится неблагодарным он. (Сура «Аш Шура», 42:48)
Му,мины, обретшие совершенный Иман, постигли тайну, раскрытую в аяте Корана:
…Мы испытываем вас и злом и добром, и к Нам вы будете возвращены». (Сура «Аль Анбийа,», 21:35)
Верующие знают, что все события, которые на первый взгляд могут казаться хорошими или плохими, на самом деле созданы Аллахом с целью испытания искренности их веры. И ни что происходящее в жизни, каким бы оно не было, ни коим образом не повлияет на их веру и упование, обращенное к Аллаху. Верующие знают, что даже кажущиеся на первый взгляд горькими и плохими события, постигшие их, на самом деле в будущей жизни обернутся для них великим благом. Потому что Аллах создает каждое событие, исполнив его великой мудростью, которую мы можем не сразу заметить и понять. Эта истина отражается в Господнем откровении:
И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас явное зло. Поистине, Аллах знает, а вы не знаете! (Сура «Аль Бакара», 2:216)
То, что человек воспринимает как зло, на самом деле есть лишь причина, которая в итоге приведет к великой радости для уверовавшего. Так как все события, которые человек встречает на своем жизненном пути, сотворены Владыкой Беспредельного Знания и Мудрости – Аллахом.
Ум человека и его суждения крайне ограничены. Поэтому все, что требуется от человека, это беспредельная вера в предопределение, установленное Аллахом с непостижимой нами мудростью и благом для верующего. Кадар во всех ситуациях приведет уверовавшего к самому достойному и благому результату.
Возможно, сталкиваясь в жизни с каким-то событием, оно может показаться сперва негативным, вызвать в душе отчаяние и обиду, но ведь Аллах таким образом, возможно, испытывает покорность души му`мина и искренность его в вере и через это испытание дарует его душе бесценные высоты совершенства Имана. И, может быть, через какое-то время Аллах обернет это событие в такое благо для человека, которое трудно было даже предположить.
Люди, забывающие о помощи Аллаха и не уповающие на его милость, забывают и о том, что каждое событие является лишь испытанием, а потому впадают в отчаяние и душевные терзания. Но му`мины, достигшие совершенства Имана, на протяжении этого испытания проявляют нравственную стойкость, мужество и веру, угодную Аллаху, заслужив Его благоволение и непременно видят высшую милость Творца в этом испытании, достигают благого исхода.
В Коране приведены многие эпизоды из жизни пророков, которые показывают нам яркие примеры совершенства их Имана. Вспомним пример Пророка Мусы, мир ему, когда, выведя по велению Аллаха иудейский народ из Египта, чтобы избавить их от бесчеловечного гнета фараона, он оказался в ситуации, казавшейся безвыходной: Пророк Муса и его народ оказались на берегу моря, и не было иного пути спасения, народу Израилеву грозила неминуемая гибель от настигавших войск фараона. И именно в этот момент среди народа пророка Мусы (мир ему) стали явными те, которые всем сердцем уповали на милость Аллаха, зная, что в каждом созданном Им событии, непременно, скрыто благо, и те, которые, забыв об этом, впали в сомнение и панику. Вот как в Коране описывается это событие:
А с восходом солнца они (фараон и его войско) пустились вслед за ними. И вот когда обе общины увидели друг друга, сказали люди Мусы: “Поистине, они настигли нас”. (Муса сказал): “Нет, [не бойтесь], истинно, ведь со мной мой Господь, Он укажет мне путь!” (Сура «Поэты», 26:62)
И на это Мы повелели Мусе: “Ударь по морю посохом твоим!” И тотчас в стороны разверзлось море, и стали обе стороны его, как две великие горы. Потом приблизили Мы к морю остальных. Спасли Мы Мусу и всех тех, кто были с ним. Потом Мы потопили тех других. В этом, поистине, есть знамение. Но большинство из них не веруют. (Сура «Поэты», 26:63-68)
Многие из людей, находившиеся рядом с Пророком Мусой (мир ему), впали в отчаяние и были охвачены страхом смерти, считая, что нет спасения от настигшего их фараона и его войска. Но Пророк Муса (мир ему) никогда не терял веру в провидение Аллаха и не отчаивался, твердо веруя, что Аллах всегда рядом и помощь Его близка. И в ответ на мольбу пророка Аллах сотворил великое чудо, Всевышний разверз воды моря и открыл путь Пророку Мусе (мир ему) и его народу по морскому дну. И как только нога последнего из народа Израилева ступила на сушу, Аллах низверг вздыбленные волны на фараона и его войско, потопив безбожного, жестокого правителя.
Аллах указал чудесное спасение уверовавшим сразу же, как только они мужественно и искренне воззвали к Нему, и событие, казавшееся гибелью, обернулось великим спасением народа.
Еще один яркий пример крепости Имана и мужества му`минов передан нам в аяте, повествующем об исходе Пророка Мухаммада, да пребудет над ним мир и благословение Всевышнего, из Мекки вместе с праведным Абу Бакром:
Если вы не окажете ему (Пророку) помощи, то ведь Аллах уже помог ему, когда неверующие изгнали его [из Мекки] и он был одним из двоих, когда они оба укрылись в пещере и когда он сказал своему спутнику: “Не печалься, ведь Аллах с нами” Тогда низвел Аллах покой Свой на него и воинством небесным его укрепил, что было взору вашему незримо, и (с корнем) вырвал слово нечестивых. Ведь слово Аллаха – Великое слово. Поистине, Он Мудр и Могуч! (Сура «Ат Тауба», 9:40)
Пророк Мухаммад, сас, находясь в тяжелейших условиях преследования и угрозы расправы, проявил глубокую покорность Аллаху и совершенство Имана, наставляя своего друга не допускать в сердце сомнений в близости помощи Аллаха. Верующие, обретшие Иман, всегда наставляют друг друга и равняются на примеры высшей морали Пророков, заслуживших одобрение и милость Аллаха, стремясь явить эту наивысшую мораль и крепость веры в любых трудностях, уповая лишь на Аллаха:
Скажи: "Довольно мне Аллаха, и пусть лишь на Него уповают уповающие. (Сура «Аз Зумар», 39:38)