Прощающий, Принимающий молитвы,
Отвечающий на молитвы
Он – Принимающий покаяния Своих рабов, Прощающий им грехи их и
Знающий все, что вы творите. (Сура «Аш Шура», 42:25)
Человек в высшей степени слабое и немощное существо. Если ему не будут обеспечены благоприятные формы жизни, будь то воздух, климат, пропитание или множество других непременных условий, он не сможет продолжать существовать.
Несмотря на все несовершенства и изъяны, сотворенные в его физиологии и теле как назидание, человек подчас может возомнить себя самым совершенным и превосходным существом и забыть о том, как нуждается он в Господе. В Коране сообщается об этой склонности человеческой сути:
Мы предложили небесам, земле и горам вступить с Нами в завет о вере – они обязывать себя заветом отказались: страшились на себя его принять, (обуреваемы великим страхом, что сил не хватит соблюсти его). Но человек взял на себя этот завет, ведь нечестив он был и невежестен. (Сура «Аль Ахзаб», 33:72)
Поистине, неблагодарен человек к своему Господу. (Сура «Аль Адийат», 100: 6)
Аллах создал человека, и Он лучше нас самих знает и то дурное, что каждый из нас носит внутри. Господь также знает и то, что человеку свойственно каждый миг совершать ошибки, проявлять неблагодарность, впадать в небрежение и невежество. Но несмотря на это, Аллах беспредельно Благосклонен и Сострадателен к Своим рабам. И милостью Своей указал людям путь к спасению и праведности, дал людям знание о покаянии в грехах.
Господь дал нам великую возможность оберечь себя от дурных свойств нафса, таких, как жестокость, злоба, невежество и неблагодарность и исправить совершенные ошибки, очистить душу от грехов. Человек мог совершить и очень тяжкий грех, мог быть неблагодарным перед Господом, но врата покаяния, если он решил искренне изменить себя, открыты перед ним всегда. Если человек осознал величие Аллаха и испытывая страх перед Его гневом, искренне раскаялся в своих грехах, у него всегда есть надежда обрести спасение. Ибо Аллах дал уверовавшим обет о том, что примет раскаяния и простит грехи только искренно покаявшихся и страшащихся Его гнева людей.
Несомненно, этот эпитет Аллаха «ал-Кабиль» является проявлением Его Беспредельного Милосердия и Сострадания по отношению к каждому из людей. Всевышний Аллах никогда и ни в чем не испытывает нужды. Он мог бы никогда не прощать грехи и ошибки Своих рабов, ибо Он не нуждается в нас. Но Своей Беспредельной Мудростью Аллах знает, что люди нуждаются в покаянии, и сообщил нам весть надежды о том, что примет покаяния искренних. В аяте Аллах так разъясняет верующим это положение:
Ужель они не знают, что Аллах принимает от служителей Своих их покаяния и милостыню принимает (на очищение их душ). Истинно, Аллах – Принимающий покаяния, Милосерд? (Сура «Ат Тауба», 9:104)