Слово "совершенный" (в арабск. языке "камиль") означает полный, зрелый, без недостатков. Совершенный Иман, о котором идет речь в этой книге, подразумевает высшую зрелую, глубинную степень Имана, которой способен достичь человек. Как же происходит достижение совершенного Имана? "Уверовать в Аллаха всем сердцем", значит постичь Истину того, что Аллах является Единственным Творцом, Властелином и Повелителем всего сущего во Вселенной. Осознание, что каждый человек бесконечно каждый миг нуждается в милости Аллаха, тогда как Аллах пречист от всяких нужд, не испытывает потребности ни в чем и Он сотворил всякую вещь по Своему Высшему предопределению (кадар), а потому каждый миг жизни мы должны полагаться на Его волю. Уповать на Аллаха возможно лишь испытывая перед Ним трепетный страх, любовь и потребность, преданность Ему несопоставимо большую, чем к кому-либо из людей. Для человека, который всецело предал себя и уповает на волю Аллаха, единственным другом и поручителем является лишь Аллах. Он знает, что все события, с которыми он сталкивается на протяжении жизни, происходят по воле Аллаха и все они созданы с высшей мудростью и благом для него. Именно поэтому в любых ситуациях верующий не отступит от воли Господа, встречает все события с упованием на поддержку Господа, всегда покорен Его воле, кроток духом и благодарен Аллаху. Для того чтобы достичь совершенства Имана, должно без каких-либо отступлений следовать повелениям Корана, в котором Аллах разъяснил о Своей сути людям и сообщил человечеству, что Он требует от каждого из Своих рабов в земной жизни. Поэтому му`мин до конца своей жизни с высочайшей аккуратностью и требовательностью к самому себе соблюдает все законы Аллаха, выполняет Его предписания и уклоняется от запретов. Му`мин не может отступить от модели нравственности, одобренной и избранной для него Аллахом, и стойко следует ей до самого последнего дня своего земного бытия. Стойкое терпение му`мина, стремящегося к совершенному Иману, является определяющим качеством. Ведь человек, обладающий такой степенью Имана, всегда выделяется среди всех людей. Аллах в Коране упоминает об отличительной черте му`минов, которые всеми силами души стремятся заслужить благоволение Аллаха. …они стремятся опередить друг друга в совершении благих дел … (Сура "Фатыр", 35:32) Однако среди людей есть и такие, кто поклоняется Аллаху без должного рвения, в силу привычки или нежелания отличаться от других, но в их вере нет стойкости… Среди людей есть и такие, кто поклоняется Аллаху, но в этом поклонении стойкости в них нет, (нет и решительности твердой)… (Сура "Аль Хадж", 22:11) Здесь и проявляется отличительный признак совершенного Имана. Люди, которые не постигли и не познали веру всем сердцем и разумом, стоят на грани между верой и неверием, тогда как люди, обладающие совершенным Иманом, избирают себе единственным наставлением закон Аллаха – Коран, и этот закон сопровождает их каждый миг жизни. Если Иман слабых в вере людей зависит лишь от определенных условий, то обладатели Имана стойки в вере без каких-либо условий. Неискренние и слабые остаются верными заповедям Аллаха и создают иллюзию соблюдения морали Ислама лишь находясь в благоприятной обстановке, пока на их пути не встретятся трудности. Однако, как только они сталкиваются с материальными, душевными или физическими трудностями, они готовы поступиться своей верой ради мнимого спасения, они могут с легкостью отдалиться на время от морали Корана и нарушить свою верность Аллаху. Но обладатели Имана в подобных ситуациях проявляют мужество и решительность в вере и в верности Аллаху. "Твердо веровать" – значит знать разумом, сердцем и совестью о существовании Аллаха, земного испытания и иного мира. В Коране ясно подчеркивается эта особенность верующих: И они веруют (в Писание) что послано тебе, и в то, что до тебя ниспослано другим (пророкам); и веруют в другую жизнь и нет сомнений (в них об этом). (Сура "Аль Бакара", 2:4) Иман совершенствуется, когда человек слушает голос своей совести. "Совесть" – это тот голос, что постоянно зовет человека жить согласно повелениям своего Творца, Аллаха. Верующий, обретший крепкий Иман, в любой ситуации поступает так, как подсказывает ему его совесть, он не может поступить иначе. А это помогает ему неизменно соблюдать поведение и моральные качества, соответствующие морали Корана и одобряемые Аллахом. Среди всех альтернатив на пути му`мин выбирает ту, что, как подсказывает ему совесть, будет самой правильной и праведной перед Аллахом. Он никогда не будет довольствоваться показным поведением, только лишь чтобы формально успокоить свою совесть или поведением, не вписывающимся в рамки моральных принципов Корана. Обретший истинный Иман никогда не согнется перед трудностями и несокрушим духом и верой, в любой ситуации сохранит достоинство ради Аллаха. Му`мин не попадет в ловушки своего нафса (дурного естества) и страстей, отойдя от праведных и достойных поступков. Давайте представим себе такой пример: на крупной фабрике вспыхнул сильный пожар. В этой чрезвычайной ситуации у хозяина фабрики есть несколько альтернатив. Например, чтобы предотвратить полное сгорание фабрики, хозяин вместе со своими работниками оставаясь внутри может попытаться потушить пламя. Или же ради спасения себя он может покинуть фабрику, бросив работников, или сообщив о пожаре всем работникам фабрики, обеспечить их эвакуацию и вызвать пожарные наряды. Все эти варианты могут выглядеть в определенной степени довольно разумно. И именно тогда совесть подскажет человеку самое верное и праведное решение: как должен он поступить, чтобы Аллах был доволен им. Человек, обладающий совершенным Иманом, никогда не станет следовать за низменными страхами и желаниями своего нафса (дурного естества), но, не колеблясь, мужественно, без сожалений, причитаний и "вихляний" совершит тот самый верный поступок, который первым укажет ему совесть.