Человеческое естество (нафс) всегда склоняет его к дурному, ко злу. Коран ясно сообщает об этом:
Клянусь душой [человеческой] и тем, кто ее устроил, и внушил ей фуджур (беспредельное зло и грех) и богобоязненность. Истинно, тот, кто очистил ее, обрел спасение. (Сура «Аш Шамс», 91:7-9)
Одним из аятов, который также разъясняет склонность человеческого естества к совершению дурного, является повествование о пророке Йусуфе (мир ему). Пророк Йусуф, будучи невиновным, был жестоко оклеветан, однако слова его были таковы:
Я не оправдываю себя. Ведь, истинно, нафс побуждает ко злу всеми силами, если только не помилует Господь мой. Поистине, Господь мой Прощающ, Милосерд! (Сура «Йусуф», 12:53)
Как сообщается нам устами пророка Йусуфа (мир ему), человеческое естество всегда побуждает его ко злу. Поэтому неискренне будет поведение человека, который поспешно начинает защищать себя, пытаясь доказать свою правоту в той или иной ситуации. Ведь вполне возможно, что в тот момент пусть хотя бы на миг, он поддался дурному внушению своего нафса. В такой ситуации прежде всего следует искренне задуматься о намерениях, которые были в душе этого человека.
Если человек искренне и честно проанализирует свои поступки, он поймет, что во многих ситуациях, в которых он считал себя правым, он вел себя неверно. Осознание этого обстоятельства, по сути, является большой победой для верующего. Ведь человек, признавший свою ошибку, тем самым делает первый шаг к ее исправлению через молитву и покаяние перед Всевышним Господом. В противном случае, сколько бы он ни старался оправдать себя в глазах людей, всегда казаться безгрешным и скрывать свои ошибки от людей, – он все равно никогда не сможет утаить что-либо от Всевышнего. И эта ложь и неискренность предстанет перед ним в День Господнего Суда. Аллах воздаст достойное, прекрасное воздаяние тем из людей, которые вместо того, чтобы казаться совершенными и безгрешными, искренне признают свои слабости и ошибки, и, обратившись всем сердцем к Аллаху, стараются исправить их в себе.