Чтобы представить себе понятие порядка во Вселенной, необходимо поговорить немного об одном из фундаментальных всеобщих законов физики – Втором Законе Термодинамики. Согласно этому закону с течением времени упорядоченные системы становятся менее устойчивыми и менее упорядоченными, если они предоставлены сами себе. Этот закон также называется Законом Энтропии. В физике энтропия – это количество беспорядка в системе. Переход системы из стабильного положения в нестабильное – то же самое, что и накопление в нем энтропии. Неустойчивость системы непосредственно связана с энтропией системы.
Это всем известное явление, многочисленные примеры которого можно наблюдать ежедневно. Если вы оставите машину в каком-нибудь открытом месте на год или даже на пару месяцев, конечно, вы не найдете ее в таком же состоянии, в каком оставили. Возможно, вы заметите спущенные шины, разбитые стекла, поржавевшие части в моторе и корпусе машины и др. Таким же образом, если вы не будете поддерживать порядок в своем доме, вы скоро увидите, как все в нем покрывается пылью, и со временем порядка в доме будет все меньше и меньше. Это – разновидность энтропии. Однако дом можно привести в порядок опять, вычистив его, поставив все на свои места и вынеся мусор.
Второй Закон Термодинамики признается всеми учеными как основополагающий и всеобщий. Эйнштейн, самый выдающийся ученый нашего столетия, полагал, что Второй Закон Термодинамики – «первый закон всех наук». Американский ученый Джереми Рифкин пишет в своей книге «Энтропия: новый взгляд»: «Закон Энтропии останется ведущей научной парадигмой в течение последующего исторического периода. Альберт Эйнштейн говорил, что это главный закон всех наук. Сэр Артур Эддингтон назвал его высшим метафизическим законом всей Вселенной» /47/.
Важно отметить, что Закон Энтропии делает многие утверждения материализма несостоятельными с самого начала. Поскольку, если во Вселенной есть определенный замысел и порядок, то в соответствии с этим законом с течением времени сама Вселенная будет разрушать этот порядок. На основании этого наблюдения можно сделать два вывода.
- Предоставленная самой себе Вселенная не может существовать вечно. Второй Закон Термодинамики гласит, что без внешнего вмешательства энтропия в конце концов достигнет максимального значения во всей Вселенной; это приведет к тому, что Вселенная придет в абсолютно однородное состояние.
- Утверждение, что порядок, который мы наблюдаем во Вселенной, не является результатом внешнего вмешательства, также несостоятельно. Вслед за Большим Взрывом Вселенная была точно в таком же абсолютно беспорядочном состоянии, какое возникло бы, если бы энтропия достигла максимального значения. Но, как мы можем видеть со всей ясностью, ситуация изменилась.
Это изменение произошло в нарушение одного из фундаментальных законов – Закона Энтропии. Нет никакого другого объяснения этого изменения, кроме как предположить его сверхъестественное происхождение.
Следующий пример, возможно, сделает второй вывод более понятным. Представьте, что Вселенная – это огромная пещера, наполненная водой, большими камнями и грязью вперемешку. Оставим эту пещеру на несколько миллиардов лет, а затем вернемся и посмотрим на нее. Мы увидим, что некоторые камни стали меньше, некоторые исчезли, появилось больше грязи и т.д.
В пещере стало еще больше беспорядка, что вполне нормально, ведь именно этого мы и ожидали. Если, вернувшись в пещеру через миллионы лет, вы бы обнаружили, что камни искусно превращены в статуи, вы, безусловно, пришли бы к заключению, что этот порядок невозможно объяснить законами природы. Естественным рациональным объяснением этих изменений может быть вмешательство сознательного начала.
Таким образом, порядок Вселенной есть самое убедительное доказательство существования высшего разума. Немецкий физик, лауреат Нобелевской премии Макс Планк так объясняет порядок во Вселенной: «В любом случае, подводя итоги, мы должны сказать, что из всего того, чему учат нас точные науки относительно окружающего нас огромного мира, в котором наша планета играет такую незначительную роль, это то, что в ней превалирует некий порядок, независимый от человеческого разума. Однако, поскольку мы в состоянии убедиться в этом посредством наших чувств, этот порядок можно назвать целенаправленной деятельностью. Существуют свидетельства разумного устройства Вселенной» /48/.
Пол Дейвис полагает, что удивительную устойчивость и гармонию мира невозможно объяснить с точки зрения материализма: «Что бы мы ни наблюдали во Вселенной, от самых отдаленных галактик до глубин атома, всюду мы находим порядок. Центральным в нашем представлении об особой, упорядоченной Вселенной является понятие информации. Сложная многоструктурная система, демонстрирующая огромную целенаправленную деятельность, требует большого количества информации для ее описания. Можно также сказать, что сама эта система содержит много информации.
Поэтому перед нами возникает интересный вопрос. Если информация и порядок неизменно проявляют тенденцию к исчезновению, откуда же тогда берется
первоначальная информация, которая делает мир таким необыкновенным местом? Вселенная подобна медленно останавливающимся часам. Каким же образом эти часы были заведены?» /49/
Эйнштейн рассматривает этот порядок как нечто неожиданное и считает, что его надо объяснять как чудо: «Априори (идя от причины к следствию) следовало бы ожидать, что в мире царят закон и порядок только в той степени, в какой мы (люди) вторгаемся в него с нашим рациональным мышлением…(Но вместо этого мы находим) в объективном мире такой высокий порядок, который априори не было никаких оснований ожидать. Это есть чудо, которое кажется все более и более необыкновенным по мере углубления нашего знания» /50/.
Иными словами, порядок во Вселенной требует глубоких и обширных знаний. Он задуман, создан и поддерживается Аллахом. Коран раскрывает нам, как Аллах своей высшей силой поддерживает небо и землю:
«Аллах, поистине, (державием Своим) в порядке строгом держит небеса и землю, чтобы не выбились они из-под Его управы, - ведь если бы подобное случилось, никто иной, кроме Него, их (вместе) удержать не смог бы. Он, истинно, Воздержан и Прощающ» (Коран, 35:41).
Божественный порядок во Вселенной раскрывает несостоятельность положения материализма о том, что Вселенная представляет собой массу неорганизованной материи. Об этом говорится в следующем аяте:
«И если б Истина (Господня) была созвучна их желаньям, распался бы (Господний лад) небес, земли и тех, что пребывает в них (Его веленьем). Мы увещание послали им (и если заповеди в нем они услышат и исполнят), им в нем величие и честь. Они же эту честь отвергли!» (Коран, 23:71).