Он должен быть из уверовавших в Бога, из тех, которые призывают друг друга к стойкому терпению в вере и милосердию. (Сура «Аль Баляд», 90:17)
Коран гласит: душа человека по своей природе (фитрат) создана стремящейся к Господнему закону и способна быть счастливой и умиротворенной только живя в гармонии с заповедями Творца.
А потому, верный Аллаху, обрати свой лик (ханифа) к той вере, для которой Аллах сотворил род людской… (Сура «Ар Рум», 30:30)
Так что сострадание и милосердие, которое Аллах заповедал верующим, рождается в душах му`минов от чистоты их Имана, и не является неким искусственно воспитываемым чувством. Му`мины следуют заповедям Творца и Аллах проявляет в их душах Свои Имена: Ар-Рауф (Прощающий) и Ар-Рахман (Всемилостивый), ибо Он – Суть Милосердия и Сострадания, наивысшее проявление этих понятий, и чувство милосердия, что даруется душам му`минов, есть лишь многоликие проявления Его Беспредельного Милосердия и Сострадания.
…ибо Он, воистину, – Сострадательный и Милосердный. (Сура «Ат Тауба», 9:117)
…ибо Он – Милосерднейший из милосердных. (Сура «Йусуф», 12:92)
… Воистину, Аллах благ к людям и милосерден к ним. (Сура «Аль Хадж», 22:65)
Верующие, которые следуют морали Творца, сострадательны и милосердны. Однако их понимание милосердия и сострадания коренным образом отличается от понимания смысла милосердия среди людей, не знающих морали Корана. Милосердие верующих является проявлением Великого Милосердия Творца и рождается как естественный итог осознания и принятия морали Корана. Только Господь, Владыка наивысшего Милосердия и Сострадания, дает в Коране человеку понимание праведной сути этих понятий, а все иные интерпретации и разъяснения того, каким должно быть милосердие, не соответствующие морали Корана, оцениваемое другими мерками, является «сатанинским» милосердием.
К примеру, если к му`мину обратился за помощью безбожник или не твердый в вере в Господа человек, му`мину очень важно знать, каким образом тот человек использует его помощь: на благом пути или же на греховное дело, противное Господу. Если помощь необходима для благого дела, то верующий проявит истинное милосердие и самопожертвование, окажет всю возможную моральную или материальную помощь. Однако если в похожей ситуации просят помощи для богомерзкого, запретного дела, то верующий никогда не протянет руку помощи этому человеку, не поддастся ни на какие уловки мнимо страдающего. Именно такое милосердие является подлинным милосердием, одобряемым Аллахом. Удержать человека от дурного и греха, караемого Господом, и направить его на путь праведности и чистоты – вот подлинная благодетель и милосердие, которые человек, быть может, не сразу осознает в земной жизни, но обязательно поймет в ином, вечном мире и за что будет глубоко благодарен.
Но му`мин никогда не проявит милосердия и сострадания к нечестивым, идущим против Бога и Его законов. В Коране дан четкий критерий, по которому определяется понятие милосердия и тех, на кого оно распространяется:
Мухаммад – посланник Аллаха. Те, кто вместе с ним, суровы и тверды к нечестивым и милосердны, добросердечны меж собой … (Сура «Аль Фатх», 48:29)
Верующие в высшей степени милосердны, сострадательны к тем, кто не творит нечестия на земле и не сеет зла, кто верует в Бога и стремится к Нему, соблюдает Его заповеди. Но му`мины решительны и ни при каких условиях не проявят мягкотелости по отношению к тем, кто не верует в Бога и вершит противное Господним заповедям. Ибо мягкотелость и снисходительность по отношению к таковым является угодной не Господу, а сатане. Аллах наставляет верующих в Коране быть бдительным с безбожниками и не поддаваться на их коварные речи:
Но если удастся им вами завладеть, они покажут себя вашими врагами, будут вредить вам и своими десницами, и речами, желая, чтобы вы [вновь] стали неверными. (Сура «Аль Мумтахына», 60:2)
О Пророк, будь суров против неверующих и лицемеров и против них непримиримым будь и решительным. Обитель их – Ад и как мучительна эта обитель. (Сура «Ат Тауба», 9:73)
Не разумно и не праведно быть снисходительным и милосердным к тем, которые при каждом удобном случае творит зло и бесчестие и проявляют враждебность к верующим, стремясь отдалить их от Господней веры.
Милосердие и сострадание му`минов друг к другу являет пример высшего благочестия, коему нет равных. Прекрасный нравственный облик му`минов рождает в их сердцах и сердцах других му`минов в отношении друг к другу самые светлые и теплые чувства: уважение и любовь, самопожертвование, сострадание и искреннюю заботу. Му`мин, мудростью сердца, дарованной ему Аллахом, всегда заметит душевные или материальные потребности другого человека и будет стараться помочь ему, чем может, еще до того, как тот человек скажет о своих нуждах, ибо му`мины по сути своей души искренне разделяют страдания каждого человека. Му`мин никогда не уклонится от оказания помощи нуждающемуся в ней человеку. Ведь главным примером для каждого му`мина является пример Пророка Мухаммада, с.а.с, его глубокая любовь и чувство сострадания по отношению к каждому их уверовавших:
Поистине, к вам явился Посланник из вас самих же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он очень заботиться о вас, и к верующим он сострадателен, милосерден. (Сура «Ат Тауба», 9:128)
Коран упоминает нам пример сострадания и милосердия Пророка Мухаммада, избранного Господнего посланника, душа его переживала за каждого из уверовавших, кто оказывался в трудном положении и стеснении и не мог он быть спокоен, пока кто-то из уверовавших страдал. Именно таким должно быть истинное милосердие, присущее му`минам, стремящимся к совершенству Имана.