Мусульманин совершает намаз в благоговейном страхе и трепетном смирении перед Творцом.
Нравственность16 Сентябрь 2016 13:46
Трепетное почтение и боязнь означает страх, полный глубокого уважения. Молиться в покорном смирении, значит выполнять это предписание, испытывая в сердце трепет перед Беспредельностью Величия и Могуществом Творца, испытывая перед Ним страх, полный благоговейного уважения.
Му,мин, склонившись в молитве пред Владыкой Миров – Аллахом, конечно же испытывает величайший страх и трепет перед Богом и Его Величием и приближается к Аллаху настолько, насколько сильны этот страх и трепетное уважение.
Верующий, который стремится в полной мере и праведно соблюдать поклонение намаза, должен быть предельно бдительным к вещам, мешающим ему ощутить трепет и страх пред Аллахом, во время намаза должен стараться полностью сконцентрировать свои мысли на молитве, уделить ей максимальное внимание, усилием воли стараясь отдалить от себя на время молитвы все мирские мысли. Конечно, не всегда удается остановить поток мыслей, но надо стремиться к этому, думая только о близости Господа.
Аллах повелевает нам, когда мы стоит перед Ним в молитвенном поклоне, думать и взывать только лишь к Нему, превозносить и славить Его, Единого, Бога, Творца, Пречистого и Всемогущего. Праведное совершение намаза это великая возможность осуществить это поклонение с благоговейным трепетом в сердце. Ведь в Коране Аллах повелевает совершать молитву, чтобы поминать имя своего Господа:
Истинно, Я – Аллах, нет иного бога, кроме Меня; так поклоняйся же Мне и совершай молитву праведно для поминания Меня. (Сура «Та Ха», 20:14)
Фарды Намаза:
Существует 12 фардов намаза, то есть обязательных действий, без совершения которых намаз считается недействительным: 7 фардов из них совершаются до намаза – они являются условиями для совершения намаза и 5 фардов во время намаза – это рукны намаза.
И мужчины, и женщины, собирающиеся совершить намаз, обязаны быть в состоянии ритуальной чистоты, то есть иметь ритуальное омовение (тахарат/ гусуль). Это является обязательным условием. Ритуальная чистота сохраняется от молитвы к молитве, если только за это время не было нечистых выделений, например, мочеиспускания, дефекации, метеоризма, семяизвержения, рвоты, кровотечения и т.п. Если же вода недоступна, к примеру во время путешествия или в других неординарных ситуациях или вода может нанести вред поклоняющемуся, к примеру при болезни, му`мин может войти в состояние ритуальной чистоты без воды, совершив тайяммум.
О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к совершению молитвы, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите, или когда вы осквернены нечистотой, пока не омоете все тело, кроме как если вы находитесь в пути. А если вы больны или в путешествии, или выходили по (естественной) нужде, или вы с женщиной сношение имели и не нашли воды (чтобы обмыться), то омывайтесь чистым песком или землей, и обтирайте ваши лица и руки. Поистине, Аллах Прощающий, Милосердный! (Сура» Ан Ниса`а», 4:43)
7 фардов, обязательных действий, совершаемых до намаза:
–Очищение от хадаса (Хадастан тахарет)
–Очищение от наджаса (Наджастан тахарет)
–Прикрытие аурата (Сетри аурат)
–Направление на Киблу (Истикбали Кибла)
–Время (Уакиа, Вакит)
–Намерение (Ният)
–Тахримат-уль-Ифтитах или Такбират-уль-Ифтитах
(Произнесение Такбира при вступлении в намаз)
– 5 фардов, совершаемых во время намазе, которые называют также рукны
–Кыйям. Стояние во время намаза.
–Кыраат. Чтение Корана во время стояния
–Руку`у. Поясной поклон настолько, чтобы руки были на уровне колен
–Сажда. Земной поклон. Касание земли одновременно коленями, руками, лбом.
–Ка`да-и ахире. Это сидение в конце намаза на протяжении времени чтения “Ат-тахият”.
Очищение от хадаса (Хадастан тахарет) – очищение от всех видов внешних физических и физиологических загрязнений, выделений посредством совершения малого омовение (вуду), если у готовящегося к молитве нет омовения, и полного омовения (гусуль) тем, кому следует совершить полное омовение. Вуду (малое омовение) – это промывание и протирание некоторых частей тела в установленном порядке. Гусуль – это полное омовение, при котором на теле человека не остается ни одного сухого места.
Очищение от наджасы (Наджастан тахарет) – это удаление всякого рода внешних или физиологических нечистот с тела, одежды, нижнего белья и места моления, которые могут стать препятствием для совершения намаза.
Вакит – совершение пятикратного намаза в установленное Всевышним время.
Намаз, совершенный до наступления установленного времени, не действителен. Расписание времени намазов для каждой местности устанавливается по календарю, соответствующему географическому положению местности.
Направление на Киблу (Истикбал-и Кибла): Совершение намаза, обращаясь лицом в сторону Киблы, то есть по направлению к Каабе, находящейся в Мекке. Для определения направления Киблы используется компас и необходимо знать географический градус местности, где совершается намаз, по отношению к Кибле.
Намерение (ният). Следует четко помнить, какой намаз совершается и дать ният в душе совершить этот намаз, произнести стоя, вслух о своем намерении совершить ради Аллаха определенный намаз. Ният выражается от всей души. Если намерение выражается формально, без искренности, это означает несоблюдение одного из условий намаза – нията.
Такбиру-ль-ифтитах. Это произнесение такбира, формулы возвеличивания Аллаха – «Аллаху Акбар» при вступлении в намаз. Во время такбира у мужчин обе руки подняты, ладони с раздвинутыми пальцами обращены в сторону Киблы. Взгляд обращен на место сажда, ступни параллельны друг другу. Руки подняты до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек уха произносится такбир-и ифтитах (начальный такбир): "Аллаху акбар". У женщин руки подняты не так высоко, кончики пальцев должны быть на уровне плеч.
Рукны намаза:
Кыйям: Стояние прямо и четко во время намаза (обязательно для тех, у кого нет каких-либо физических изъянов или болезней, не позволяющих сделать это). У мужчин ладонь правой руки кладется на левую, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и сложенные таким образом руки кладутся чуть ниже пупка. У женщин руки сложены на груди, правая кисть на левой, но запястье не обхватывается. Ступни параллельны друг другу на небольшом расстоянии. Взгляд обращен на место сажда.
Кыраат: Чтение одного или нескольких айатов Корана во время стояния в молитве.
Руку,: Поясной поклон, при котором спина и голова составляют прямую линию, а ладони кладутся на колени. Взгляд обращен на кончики пальцев ног. Голова и спина – на одном уровне, параллельно поверхности места молитвы. Ноги выпрямлены. Пальцы рук раздвинуты и обхватывают колени. У женщин –поклон не такой глубокий, как у мужчин: голова выше спины. Кисти рук с сомкнутыми пальцами лежат свободно на коленях, не обхватывая их, колени чуть согнуты.
Саджда. Земной поклон с почти одновременным касанием земли коленями, а затем руками, лбом и носом. Голова расположена между кистями рук. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела ( у женщин, наоборот, локти придвинуты к телу). Живот не касается бедер, пятки сомкнуты.
Ка,да. Это – сидение в самом конце намаза на протяжении времени чтения Ат-Тахията. Взгляд обращен на колени. Руки лежат на коленях, пальцы - в свободном положении. Посадка смещена на голень левой ноги. Правая нога чуть отодвинута в сторону, пальцы ноги загнуты в сторону Киблы. У женщин обе ноги чуть сдвинуты вправо. Садиться следует не на левую ногу, а на пол. Салям (приветствие) в правую сторону. Руки лежат на коленях, пальцы – в свободном положении. Обе ноги сдвинуты вправо. Голову поворачивают вправо, взгляд – на плечо.
Также напомним вкратце положения Сетри Аурат, Кибла и Абдест, являющихся фардами, то есть обязательными условиями намаза:
Что такое Сетр-и Аурет?
«Сетр-и аурет» называется покрытие тех мест на теле человека, которые запрещено показывать или открывать во время намаза и в любое иное время другому человеку и на которые запретно смотреть кому-либо. Мужчина во время намаза обязан прикрывать часть тела от пупка до колен включительно. Колени тоже являются ауратом. Для женщины-мусульманки ауратом является все тело, кроме лица, кистей рук и стоп ног.
Абдест (омовение)
Перед каждой молитвой му,мину необходимо совершить абдест (омовение). Существуют несколько обязательных предписаний при омовении (фард). В случае нехватки времени или воды можно ограничиться омовением фард. Если выполнены все фарды, омовение считается действительным и после него можно совершать очередную молитву-намаз.
Как и при выполнении любого богоугодного дела, му`мин должен произнести “Бисм Ил-лях ир-Рахман ир-Рахим” («во Имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного»), прося Господнего благословения и помощи.
1) Омыть лицо один раз
2) Омыть руки до локтей включительно один раз
3) Месх – протереть мокрыми руками волосы на голове, 1/4 часть волос
4) Омыть ступни ног, включая щиколотки один раз.
Суннаты (желательная часть омовения)
Вместе с фардами при совершении омовения существуют и предписания по Сунне. Ниже приведены сунны, которые должен исполнять му`мин перед совершением намаза. Прежде всего, следует отметить, что для омовения нужно использовать чистую воду. При омовении вода должна обтекать все омываемые части тела, на теле не должно остаться наджасы (нечистот). Ничто не должно изолировать омываемые части тела от соприкосновения с водой, к примеру, лак на ногтях или кольца и браслеты.
Как и при выполнении любого богоугодного дела, му`мин должен произнести “Бисм Ил-лях ир-Рахман ир-Рахим” («во Имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного»), прося Господнего благословения и помощи.
–Намерение. Прежде всего, необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто нахождения в состоянии ритуальной чистоты. При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце. Готовясь к совершению омовения му`мин должен засучить рукава одежды до локтей включительно и сделать ният «Я имею намерение совершить омовение ради благоволения Аллаха».
– Три раза омыть руки до запястий, включая локти, не забывая хорошо промывать между пальцами. Если на руках имеются кольца, перстни или браслеты, следует снять их и промыть участки пальцев под ними.
–Желательно почистить зубы пастой с щеткой или мисваком для удаления остатков пищи и неприятного запаха.
– Трижды тщательно прополоскать полость рта, всякий раз набирая чистую воду правой рукой.
–Трижды прополоскать полость носа, всякий раз набирая воду правой рукой, но высмаркиваясь левой.
–Трижды омыть лицо, затрагивая все участки от места, где начинается волосяной покров головы до нижней части подбородка и до мочек ушей. Омытыми должны быть и те невидимые участки кожи лица, которые находятся под бровями, бородой или усами. Для мужчин, носящих бороду, следует протереть мокрой рукой свисающую часть бороды и повести, как расческой, пятерней правой руки внутрь свисающей части бороды.
–Трехкратное мытье рук до локтей включительно. Сначала трижды омывается правая рука до локтя, так, чтобы на руке не осталось сухого места, затем тот же порядок для левой руки.
–Протирание всего волосяного покрова головы.
Сначала на руки наливают воду, чтобы намочить их, затем ладонью и пальцами правой руки поглаживают переднюю четверть головы (лучше всю голову), проведя ей от лба в сторону затылка и наоборот.
– Промыть руки после протирания волос и промыть внутреннюю и внешнюю части ушей. Указательным пальцем правой руки протереть внутри правого уха и большим пальцем протереть внешнюю часть уха. Затем левой рукой повторить тот же порядок для левого уха. Затем внешней стороной оставшихся трех пальцев протереть шею.
–Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая хорошо промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем –левую.
– Соблюдать последовательность совершения омовения: омыть и протереть руки до запястий, рот, нос, лицо, руки до локтей, голова, уши, затылок и ноги.
– Начав омовение, последовательно завершить его, не растягивая на большие интервалы.
Кибла
Кааба, расположенная в Мекке, на месте Масджид аль–Харам, является киблой мусульман и во время совершения молитвы мусульмане всего мира обращаются лицом в сторону Каабы. В Коране Всевышний сообщил нам, что направлением, куда должны быть обращены лица верующих при совершении намаза, является Кааба. Если находящийся вдали от Масджид аль-Харам мусульманин совершит намаз, стоя лицом по направлению к Кибле, то этого достаточно, чтобы намаз считался правильным.
Совершая намаз, стоя лицом к Каабе, мусульмане каждый день выстаивают молитвы, обратившись к месту поклонения Пророка Ибрахима и его сына Исмаила (мир им), которые по велению Господа воздвигли Каабу, первый дом Единого Бога, и поныне она является напоминанием о пророках Аллаха. Считается желательным, чтобы лицо человека во время еды и сна также было обращено по направлению к Каабе. И когда человек умирает, он должен быть положен в землю так, чтобы лицо его было обращено к Каабе.
Как установить направление Киблы?
Киблой является не само сооружение Каабы, а участок земли, на котором стоит Кааба. Поэтому, даже находясь на дне океана или в воздухе можно совершать намаз, стоя в этом направлении.
Направление Киблы можно рассчитать математическим путем, или же ориентироваться по положению Полярной звезды с помощью компаса. Если же не удается рассчитать или определить точное направление Киблы с помощью компаса, то за направление принимается наиболее логичное предположительное определение направления Киблы.
Если на месте, где совершается молитва, нет михраба, компаса, звезд, чтобы рассчитать направление на Каабу-Киблу, то лучше спросить у мусульман, знающих ее направление.
Если намаз совершается во время движения на корабле, в поезде или в самолете, то, встав в направлении на Киблу, следует положить компас рядом с местом, где будет совершаться сажда (поклон ниц). Таким образом, при совершении намаза во время движения транспорта нужно менять позиции по направлению движущейся стрелки компаса, указывающей на расположение Киблы. Или же рядом должен находиться кто-то из мусульман, кто будет направлять совершающего намаз человека при изменении киблы во время движения.
Если человек не знает направления на Киблу, не ориентируется по михрабу, не спрашивает направление у знающего мусульманина, или же совершает намаз, не постаравшись рассчитать направление киблы, то считается, что этот человек полностью не выполнил все условия совершения намаза, ибо пренебрег повелением Аллаха и не проявил должного усердия, даже если он и попал верно по направлению на Киблу.