...И, поистине, нрав возвышенный дан тебе. (Сура «Аль Калям», 68:4)
Человек, искренне верующий во Всевышнего, беспрекословно выполняет все Его повеления. И через это безоговорочное поклонение верующий достигает в душе высот нравственности и морали. Совершенствование Имана происходит только через глубокое постижение и искреннее следование в жизни положениям Корана – Господнего Слова.
Человек может воспитывать в себе благодетель и черты характера, угодные Богу, лишь через неукоснительное соблюдение повелений Аллаха. Всевышний повелевает му`минам в Коране воспитывать в себе наивысшие добродетели: честность, справедливость, терпение, самоотверженность, верность, преданность, мужество, кротость, скромность, доброжелательность, сострадание, милосердие, незлобивость и не гневливость, сдержанность и еще целый ряд достоинств характера. Коран содержит ясный запрет на проявление любого из противоположных перечисленным выше чертам.
Человек, который живет, соблюдая мораль Корана, всегда благочестив и богобоязнен, живет, следуя голосу совести. Потому что человек соблюдает повеления Аллаха в той мере, насколько он испытывает страх перед Господом и следует голосу совести, которая в свою очередь побуждает его только к добру и тому, что угодно Богу. В противном случае человек не сможет проявить стойкость и постоянство в соблюдении моральных норм Корана.
Если в душе человека нет боязни перед Богом, то рано или поздно он станет небрежителен к заповедям Творца. Даже если такой человек в какой-то ситуации и проявит моральные качества, одобряемых Аллахом, все равно, однажды желания нафса смогут возобладать над его совестью и он вмиг может изменить всем заповедям.
Именно здесь предельно четко проявляется нравственное превосходство людей, достигших глубинной степени Имана. Человек, обладающий совершенным Иманом, каждый миг жизни, безустанно и много более зрело, чем остальные люди, являет пример высшей морали и благочестия. Он старается проявить самое стойкое терпение, наивысшую самоотверженность, искреннюю покорность, самую глубокую любовь к Аллаху.
И именно своим нравственным совершенством он выделяется среди всех остальных людей. Как сказано в Коране, они являются «образцом и примером для богобоязненных».
Главная цель каждого мусульманина, конечно же, воспитать в себе наивысшее благочестие. Мусульманин не может никогда довольствоваться степенью своего Имана, он не может считать себя самодостаточным, поставить себе границу, мол, мне достаточно Имана и так. Такая логика глубоко ошибочна и греховна. Всевышний многократно предупреждает людей в Коране не поддаваться чувству довольствования самими собой и ни в чем не считать себя достаточными, но всегда развивать себя, свой Иман и стремление к Господу. Только такой человек угоден Творцу.
Аллах предупреждает му`минов от неверных рассуждений, напоминая, что человек, считающий себя самодостаточным, утрачивает с этим все достигнутые высоты и благодетели, и тогда рано или поздно собьется с Истинного Пути:
Нo нeт! Истинно, человек преступает пределы, ибо мнит себя самодостаточным и (не нуждающимся). Но ведь к Господу предстоит возвращение. (Сура «Аль Аляк», 96:6-7)
И долг каждого, кто верует в Аллаха и в иной, вечный мир, стремиться к наивысшей степени благочестия, предписанной в Коране. Только тот, кто избрал это главной целью земной жизни, может иметь надежду войти в обитель Рая, где му`мины пребудут навеки вместе с пророками, праведниками и мучениками за веру, шахидами, с самыми достойными и избранными Господом верующими. Аллах сообщил в Коране, что обрести Его милость и вечную благодать обители Рая могут лишь в высшей степени смиренные и благочестивые перед Господом люди:
A ктo пoвинyeтcя Aллaxy и Его пocлaнникy, тo oни пребудут вмecтe c пpopoками, пpaвeдниками, мучениками и блaгoчecтивыми, кoмy Aллax oкaзaл Свою милocть. И cкoль пpeкpacны oни кaк друзья! (Сура «Ан Ниса`а», 4:69)
В следующей главе мы будем подробно говорить о том, какая мораль предписана Аллахом в Коране и какое усердие над воспитанием своей души должен проявлять человек, стремящийся к Лику Аллаха и вечному спасению.