Между людьми, истинно уверовавшими в Аллаха, принявшими Его Книгу как наставление и увещевание в мирской жизни, следующими сунне Пророка Мухаммада (с.а.с.) и людьми неверующими существует очень большая разница, ибо уверовавшие, т.е. му'мины и неверующие - люди двух разных миров. Как сообщается в Коране и в ином, вечном мире они также будут разъединены, одна часть будет обитателями Рая, другая же - народом Ада.
Но граница, существующая между уверовавшими и неверующими, вовсе не является непреодолимой: даже люди, выросшие в далекой от веры среде, могут со временем осознать истину и, по милости Аллаха, ступить на путь служения Господу. Коран также сообщает нам, что в большинстве случаев именно "дават", добрые увещевания верующих помогают людям придти к вере. Добрые увещевания являются обязанностью каждого мусульманина. Уверовавшие должны объяснять истину существования и Единства Аллаха, Его повеления (т.е. Коран) и сунну Пророка Мухаммада (с.а.с), смысл мирской жизни людям, обольщенным мирской жизнью, не задумывающимся о Всевышнем Господе и грядущей вечной жизни. Люди выросшие в обществе без веры, но обладающие умом и совестью, могут придти к вере, Иману через увещевания других мусульман.
Однако человек, признавший Единство Аллаха и Его Книгу Истины, тем не менее, не может сразу избавиться от прежнего склада мышления. Он все еще продолжает оставаться под влиянием стереотипов, внушенных ему в невежественном обществе, думать, совершать поступки и размышлять, следуя распространенным в неверующем обществе нормам. Причем так будет продолжаться до тех пор, пока он хорошо не изучит и не осознает повеления Корана и не научится расценивать все жизненные события через повеления и предписания Корана. Более того, все то же влияние прошлой жизни может привести к непониманию некоторых особенностей верующих, с которыми он только что познакомился.
Вполне естественно, что у человека только начавшего постижение веры, возникает множество вопросов, противоречий и сомнений в отношении тех или иных событий, оставшихся из прежней жизни. Однако в Коране человеку ниспосланы ясные ответы на все эти вопросы и наставления на Истинный Путь, избавляющие уверовавших от неправедных мыслей и невежественного поведения.
Цель этой книги - привести из Корана ответы на все вопросы и сомнения, которые возникают у каждого, кто только вступил на путь постижения истинной веры, а также сообщить истины, ниспосланные нам в Коране, чтобы человек, осознав их, мог избавиться от неподобающих поступков и образа мышления, усвоенных им в прежней жизни.
Введение
Народы, проживающие на земле, имеют совершенно различные жизненные воззрения и критерии ценностей. Различия между мировоззрением людей возникает под влиянием идеологий, традиций и культур. Бывает так, что мысли и поступки людей могут быть совершенно противоположны друг другу. Образ жизни, который для одного человека видится единственно верным, может быть совершенно неприемлемым для другого.
Однако помимо культурных и идеологических отличий существует еще одно принципиальное различие. Как сообщается нам в Коране все человечество разделено на две группы: уверовавших в Аллаха и неверующих. Разница между этими группами столь велика, что все упомянутые культурные и традиционные отличия, пусть даже радикально противоположные, не значат ровным счетом ничего.
Верующий человек видит Беспредельную Мощь Всевышнего: он осознал, что он, все и вся, что окружает его на земле созданы Волей Всевышнего Аллаха и все сущее находится под Его контролем. Верующий понимает, что Аллах Всесилен и является Владыкой всего сущего. Уверовавший знает, что мирская жизнь есть лишь временное место пребывания человека и наступит день Господнего Суда, когда каждый человек будет держать свой ответ перед Всевышним Аллахом за все содеянное на земле.
Тогда как человек, не признающий существования Всевышнего Творца, естественно, не понимает и истинной сути мирской жизни. В его понимании жизнь являет собой бесцельный, хаотический, не имеющий конкретной цели и предоставленный самому себе процесс. И в этом мире вселенского хаоса он должен беспрерывно бороться за существование и всеми силами защищать свои личные интересы, ради чего он, по сути, может прибегнуть к любого рода методам. При этом совесть его спокойна и он не знает страха, ведь он не понимает, что за каждый поступок придется нести ответ и наказание.
Мировоззрение, а, следовательно, характер, нравственные устои и поведение этих двух типов людей кардинально противоположны друг другу. Коран очень ясно описывает эту разницу.
Как сообщается нам, люди, не познавшие существования Аллаха, которые "позабыв ( в небрежении) ocтaвили Его пoзaди ceбя" (Коран, 11: 92) и "нe смогли оцeнить Aллaxa дoлжнoй цeнoй" (Коран, 6:91) составляют, по определению Корана, "общество невежества". Общество, не понимающее цели своего существования, не верующее в День Господнего Суда, не признающее Всевышнего Господа, всегда будет оставаться невежественным и отсталым, даже если оно будет заявлять о своих самых передовых достижениях и прогрессе.
Истина такова, что число уверовавших составляет меньшинство, тогда как неверующие из "общества невежества" сегодня в большинстве. Но, как очевидно из повествований о жизни пророков в Коране, те, которые уверовали, так же были выходцами из невежественного общества.
Однако отличие в мировоззрении верующих и неверующих вовсе не означает прекращения каких-либо контактов или общения между ними. Более того, Всевышний Аллах повелевает верующим беспрестанно беседовать с неверующими, добрыми увещеваниями стараться донести до них очевидные факты, которые могут привести их к вере, Иману. Ибо и в невежественном обществе есть люди, обладающие совестью и чистым разумом, которые могут позднее придти к вере. Они остались "вдали" от Бога только потому, что никто не рассказывал им о подлинной вере. Уверовавшие, му`мины должны стараться изо всех сил просвещать и призывать их путь веры и служения Аллаху.
Ведь у человека, вышедшего из этого общества и впервые познакомившегося с верующими, возникнет множество вопросов. Ибо люди, которых он привык видеть и общаться, очень отличаются от тех, которые следуют повелениям Корана. Привыкнув жить в обществе эгоистичных, корыстолюбивых, бесчестных, высокомерных и бесцельно существующих людей он испытывает глубокое радостное потрясение, встретившись с людьми совершенно иного склада и образа жизни, они честны, самоотверженны, рассудительны и скромны, милосердны и внушают доверие. Поначалу может даже показаться, что на самом деле эти люди на самом деле не могут обладать столь высокими нравственными качествами, а просто хотят казаться такими.
Уверовавшие люди всегда искренни и честны, они не могут предать или обмануть, потому что они следуют по пути, указанному Аллахом и знают, что каждая их мысль, малейшее бесчестие никогда не сокроются от Всевышнего, они испытывают трепетную боязнь перед Его Всемогуществом. Все сомнения и подозрения о людях верующих, возникающие у человека, впервые познакомившегося с нравами Корана, являются итогом внушения прежнего общества.
Эта книга составлена для того, чтобы дать ответы из Корана на самые важные вопросы, которые рождаются у человека, отошедшего от "общества невежества" и впервые познакомившегося с заповедями и повелениями Корана.
"Вера-это связь между Аллахом и Его рабом.
Надо ли рассказывать о вере другим людям?"
Всевышний Аллах повелевает верующим в Коране нести добрые увещевания людям и напоминать им о благих делах. Истинно богобоязненный человек всегда чувствует в душе ответственность за человека, живущего вдали от веры или уверовавшего, но все же допускающего неправедные поступки или образ мыслей, или недостаточно искренне совершающего те или иные предписания веры, ибо истинно верующий понимает, какой опасности подвергает себя этот человек и чувствует себя обязанным предупредить заблуждающегося человека. Предупреждать заблуждающегося и нести знание истины - долг каждого богобоязненного человека перед Всевышним Господом. В Коране это повеление Всевышнего выражается словами "побуждать к добру и удерживать от совершения дурного".
"Побуждать к добру и удерживать от дурного" - такая же обязательная форма служения верующего Всевышнему, как и предписанные в Коране совершение намаза, соблюдение поста и выплата зяката. Это долг каждого мусульманина. Во многих айатах Корана Всевышний Аллах описывает "призыв людей к добру и удержание их от зла" как одно из основных качеств уверовавших:
Вepyющиe мyжчины и вepyющиe жeнщины,- они дpyзья друг другу: oни побуждают к добру и yдepживaют oт дурного, истинно совершают мoлитвy и дaют закят, пoвинyютcя Aллaxy и Eгo пocлaнникy. Это к ним будет милостив Аллах. Истинно, Аллах - Велик и Всемогущ, Всемудр!
(Коран, 9:71)
Oни вepyют в Aллaxa и День Господнего Суда, пpизывaют к oдoбpяeмoму и yдepживaют oт нeoдoбpяeмoгo и спешат опередить друг друга в добрых деяниях; это oни - пpaвeдники.
(Коран,3:114)
Kaющиecя, пoклoняющиecя, пpocлaвляющиe, cтpaнcтвyющиe во имя Ислама , совершающие поклоны, преклоняющиеся ниц, пpизывающие к добру, yдepживaющиe oт злa, oxpaняющиe пределы ycтaнoвлeния Aллaxa... Обpaдyй же всех вepyющиx!
(Коран, 9:112)
В другом айате Всевышний сообщает верующим, что вечное спасение человека напрямую зависит от того, как исполнял он предписание Всевышнего побуждать к добру и удерживать от зла:
...и пycть бyдeт cpeди вac oбщинa, кoтopaя пpизывaeт к дoбpy, пpикaзывaeт oдoбpяемое и yдepживaeт oт нeoдoбpяeмoгo. Это они обретшие спасение.
(Коран, 3:104)
Ни один искренний богобоязненный мусульманин не может сказать, что он никогда не совершает ошибок и далек от всех грехов. Допускать ошибки, по забывчивости ли, по незнанию или поддавшись прихотям души - это неизбежное явление для каждого человека, ибо это одна из форм испытания, установленного Аллахом, преодолевая которое верующий укрепляет свою веру, обретает духовную зрелость и мудрость. Однако главное отличие между уверовавшим и неверующим заключено в том, что верующий не упорствует в своих заблуждениях, осознав ошибку или неправоту. Он тотчас же обращается с искренним раскаянием ко Всевышнему, старается исправить допущенные ошибки и найти самый достойный выход из ситуации. В Коране описывается правильное поведение верующих в такой ситуации:
Те же, кто совершил скверное бесстыдство или прегрешение против самого себя, вспомнили Аллаха и тотчас же просили прощения за свои грехи. Кто может простить грехи, кроме Аллаха? - и не yпopcтвующие они осознавая свои грехи в содеянных дурных деяньях
(Коран, 3:135)
Каждый мусульманин ответственен за предупреждение другого мусульманина, если тот совершил какой-либо неверный шаг или необдуманное деяние, противоречащее повелениям Корана. Если мусульманин заметил в поведении, словах или умонастроении другого верующего что-либо противоречащее нравственным принципам Корана, его долг - тотчас же предостеречь своего брата по вере и указать ему правильный путь рассуждения. Таким образом, он совершит величайшее благо и себе и своему брату, избавив его от заблуждения, которое могло бы принести ему к тяжелым последствиям и привести его к еще более тяжкому греху, за которое непременно придется держать ответ в иной жизни.
Повеление Всевышнего Аллаха "побуждать к добру и удерживать от дурного" является одним из столпов вероучения Ислама. Ведь если верующие будут относиться друг к другу как братья, опекать и поддерживать друг друга вниманием и беседами, то со временем каждый верующий сможет преодолеть присущие ему духовные несовершенства и заблуждения, исправить возможные ошибки, таким образом, развивая в себе совершенство веры и приближаясь к образу идеала верующего, который описывает нам Всевышний в Коране, станет еще более близок к Аллаху. В Коране Всевышний Аллах истинно восхваляет тех, кто следует Его предписанию:
Вы - лучшая из общин, созданная на благо людей; вы будете повелевать вершить одобряемое [благое и соотвествующее Исламу], упреждать от совершения неодобряемого и веровать в Аллаха.
(Коран,,3:110)
Из тex, кoгo Mы coтвopили, ecть община, кoтopая обращена к истине и следует ей и eю твopит cпpaвeдливocть.
(Коран, 7:181)
Но долг богобоязненного верующего призывать к добру и удерживать от неодобряемого не только верующих. Основа этого предписания Аллаха заключается в распространении истинных знаний об Исламе, призыве к вере и разъяснении нравственных заповедей Корана людям, которые очень далеки от веры. Призывать на путь Аллаха, нести знания о морали Корана было первостепенным долгом всех пророков, избранных Всевышним и тех праведных служителей веры, кто следовал их примеру. Из айатов Корана мы узнаем, что пророки отдавали свои жизни исполнению этой благословенной миссии, никакие трудности и испытания не останавливали их, ведь они призывали людей к истинному пути. В Коране нам приводятся слова пророка Нуха (мир ему):
[Нух] сказал: "Господи! Воистину, я призывал мой народ и ночью и днем,
но мoй пpизыв только увeличил иx бeгcтвo.
И, поистине, каждый раз, когда я увещевал их ради того, чтобы Ты их простил, они затыкали пальцами уши и прикрывались [полой] одежды [лица, чтобы не видеть меня] и yпopcтвoвaли, и пpeвoзнocилиcь в гордыне.
Потом я пpизывaл иx oткpытo.
Потом я возвестил им открыто свой призыв , хотел приблизиться к ним тайно (в личных беседах)... "
(Коран, 71:5/9)
Однако следует особо подчеркнуть, что распространение веры и увещевание к добру никогда не основывалось на принуждении или давлении. Ибо уверовать или не уверовать - это вопрос искренности человека перед своей совестью. После того, как ему приведены все доказательства и логические доводы выбор признать их или нет остается за самим человеком. Верующий, выполнивший свой долг увещевания, не несет ответственности за то, примет или отвергнет его увещевания слушавший его человек. Только Всевышний Аллах может даровать человеку Милость прозрения или ославить его в неведении. Эта истина упоминается в Коране неоднократно:
И нa нac тoлькo ответственность и обязанность передать вам яcнoe cooбщeниe"
(Коран, 36:17)
Так наставляй же и напоминай.Ведь ты только наставник и напоминатель.Ты не можешь применять к ним силу и давление
(Коран, 88: 21/22)
Исходя из предписаний Корана очевидно, что разъяснение нравственных заповедей Корана и увещевания, призыв к вере вовсе не означает вмешательства того или иного человека во взаимоотношения Всевышнего Аллаха и Его раба. Более того, увещевание одно их повелений Аллаха. Изучение всеми людьми нравственных устоев Ислама является первостепенным условием соблюдения повелений и запретов Аллаха.