Аллах передал Пророку Мухаммаду (да пребудет над ним мир и благословение Всевышнего) откровение о двух владельцах виноградных садов и через откровение Аллаха событие, произошедшее за много столетий до ниспослания Корана, дошло до всех людей и будет известно всем поколения до Дня Конца Света:
Ты приведи им притчу о двух мужах: одному из них Мы даровали два виноградника, оградили их пальмовыми рощами, а между обоими виноградниками поместили злаковую ниву.
В обоих садах созрели плоды, и ничто из плодов не пропало. И по Нашей воле меж виноградниками тек ручей.
У одного (владельца) были и [другие] места, дававшие плоды… (Сура «Аль Кахф», 18:32-34)
Нрав и характер одного из этих людей в Коране приводится как назидание, поучительный урок, тогда как поведение и нрав другого участника стали примером совершенного Имана, угодного Аллаху.
Один из владельцев виноградника был много богаче другого, всегда кичился своим богатством и был распущенного нрава. Плодородие и красота виноградника вселяли в него уверенность, что так будет всегда. Видя, что он превосходит богатством и мощью другого человека, он считал, что имеет право быть надменным и высокомерным по отношению к другим.
…и сказал он, [возгордясь], своему товарищу во время беседы: "Я богаче тебя и имуществом, и людей у меня больше, чем у тебя ". (Сура «Аль Кахф», 18:34)
Этот человек впал в глубокое заблуждение и грех, ибо полагал, что, обладая красивым и благодатным виноградником, он не нуждается более в Господнем благоволения для укрепления своего положения и не нуждается в вере, которую ниспослал людям Аллах, что показывало его глубокую невежественность и неверие:
Греша против своей души [подобными мыслями], он как-то вошел в свой виноградник и сказал: "Не думаю, чтобы пропасть могло когда-нибудь все это. И я не думаю, что Судный Час настанет, а если все же к Богу моему я буду возвращен, то, несомненно, я обрету там нечто лучшее, чем это". (Сура «Аль Кахф», 18:35-36)
Аллах в этом аяте обращает наше внимание, что обладатель виноградника возгордился перед Господом и забыл о благодарности Ему, ибо был уверен, что с его виноградником ничего не может случиться и никакая сила вовеки не уничтожит его. Но высокомерие его и невежество привели его в итоге к печальному концу. Аллах упоминает его в Коране как «угнетателя своей души».
Аллах так же упоминает и о втором владельце виноградника. Этот человек тоже был состоятельным и богатым, но менее, чем другой владелец сада. Но его богатство и могущество не ослабило его Иман и не отдалило от благочестия, и он сразу заметил неискренность и небрежение к Богу в словах соседа и так наставлял его:
…"Неужели ты отрицаешь Того, Кто сотворил тебя из праха, потом из капли воды и придал тебе облик человека? Он – Аллах, мой Господь и я не поклоняюсь наряду с моим Господом никому.
И почему же, когда ты вошел в виноградник, не сказать тебе: «Хвала Аллаху, нет мощи, кроме как от Аллаха?» Если ты считаешь, что я бедней тебя богатством и детьми. (Сура «Аль Кахф», 18:37-39)
Он наставляет своего соседа, дабы тот не кичился своим имением и не превозноситься в гордыне пред Аллахом, Который даровал ему эти блага:
Как знать, ведь может статься, что мой Господь дарует мне сад лучше твоего, а на твой виноградник навлечет несчастье с неба, и он превратится в [землю] пустую, на которой ничего не произрастает, или же воды [виноградника] уйдут под землю, и ты не сможешь вернуть их".
[И случилось так, что] погибли плоды у него, и стал в отчаянии ломать он руки, [сожалея] о том, что вложил он в свой виноградник, лозы которого обрушились с подпорок. И он говорил: "Горе мне, если бы я не придавал ничего в равне Господу моему!"
И не было у него, кроме Аллаха, никого, кто пришел бы ему на помощь, и он сам себе не мог помочь. Лишь у Аллаха, истинного Бога, ищи защиты и спасения себе. Он – Лучший из дающих воздаяние и правый исход. (Сура «Аль Кахф», 18:37-39)
Мораль, проявленная вторым владельцем виноградника, угодна и одобряема Аллахом. Его поведение, взгляд на события, манера разговора и образ мыслей являются признаками глубокого Имана.
Поэтому Аллах передал Пророку Мухаммаду, с.а.с, повествование о двух владельцах виноградников, дабы донести ее до знания всех верующих как пример и поучительный урок. И в сравнении двух этих характеров ясно видно, что есть невежество и небрежение к Богу и что есть глубокий и крепкий Иман, угодный Аллаху.