1920-е годы были очень важными для развития современной астрономии. В 1922 году русский физик Александр Фридман произвел расчеты, свидетельствующие о том, что структура Вселенной не постоянна, и достаточно малейшего толчка, чтобы в полном соответствии с теорией относительности А. Эйнштейна структура начала расширяться или сжиматься.
Бельгийский астроном Джордж Леметр первым признал значение работы Фридмана. На основании его расчетов он пришел к выводу, что Вселенная имела начало, а расширение было вызвано чем-то, что сыграло роль пускового механизма. Он также отмечал, что, измерив уровень радиации, можно определить последствия данного явления.
Теоретические размышления этих двух ученых не привлекли большого внимания и, возможно, остались бы незамеченными, если бы не новые наблюдения астрономов, потрясшие научный мир в 1929 году. В тот год американский астроном Эдвин Хаббл из Калифорнийской обсерватории Маунт Вилсон сделал одно из самых важных открытий в истории астрономии. Наблюдая в свой огромный телескоп за некоторыми звездами, он заметил, что их свет смещается в сторону красной части видимого спектра, и, что особенно важно, смещение было непосредственно связано с расстоянием звезд от Земли. Открытие Хаббла потрясло саму основу, на которой покоилась до сих пор признаваемая всеми модель Вселенной.
В соответствии с известными законами физики спектры световых лучей, идущих по направлению к пункту наблюдения, окрашиваются в фиолетовый цвет, а от пункта наблюдения – в красный (точно так же, как затихает звук паровозного гудка удаляющегося поезда). Наблюдения Хаббла показали, что согласно этому закону небесные тела движутся в направлении от нас. Вскоре он сделал еще одно открытие: звезды удаляются не только от Земли, но и друг от друга. Эти наблюдения позволили прийти к единственно возможному выводу – Вселенная постоянно «расширяется».
В своей обсерватории Хаббл получил подтверждение гипотезе Лэметра, а Альберт Эйнштейн, один из величайших умов нашего столетия, признал это почти на пятнадцать лет раньше. В 1915 году Эйнштейн пришел к заключению, что Вселенная не может быть постоянной. Об этом свидетельствовали расчеты, сделанные на основе только что созданной им теории относительности. Ученый был потрясен своими открытиями, ведь астрономы уверяли его, что Вселенная статична. Он добавляет к своим уравнениям «космическую постоянную», чтобы, по его выражению, «сделать ответ правильным», поскольку его уравнения было невозможно применить к модели постоянной Вселенной. Спустя много лет Эйнштейну пришлось признать, что космическая постоянная была самой большой ошибкой его научной деятельности.
Открытие Хаббла о расширяющейся Вселенной привело к возникновению другой модели, которая требовала серьезного изучения. Если Вселенная увеличивается с течением времени, то возвращение назад во времени означало бы, что она будет уменьшаться, и, если вернуться назад достаточно далеко, Вселенная уменьшится до такой степени, что сосредоточится в единой точке. Из этой модели можно было сделать следующий вывод: в определенный момент вся материя и энергия Вселенной были заключены в одной точке, которая вследствие огромной гравитационной силы имела нулевой объем. Наша Вселенная возникла в результате взрыва этой точки. Взрыв получил название Большого Взрыва, и его существование неоднократно подтверждалось данными астрономических наблюдений.
Следует отметить еще один очень важный момент, на который указывал Большой Взрыв. Сказать, что нечто имеет нулевой объем – все равно что сказать, что это нечто есть «ничто». Вся Вселенная, таким образом, была создана из ничего. Следовательно, она имела начало, а не существовала, как утверждают материалисты, вечно.