Для того чтобы скрыть свои поражения в области науки, материалисты постоянно используют определённый набор пропагандистских методов. Главным из них является уже ставшее трафаретным в изданиях материалистического толка утверждение о «противостоянии науки и религии». Там, где эти утверждения озвучиваются, постоянно рассказывают о том, что на протяжении истории религия всегда противилась науке, что наука может развиваться только при отступлении от религии и т.п. Эти истории рассчитаны на малообразованных людей. В то же время достаточно лишь внимательно взглянуть на историю науки, чтобы увидеть некорректность этих утверждений.
Если мы обратимся к истории Ислама, то увидим, как вместе с Кораном наука распространялась по региону Среднего Востока. Арабы до Ислама были обществом, в котором верили во всякие небылицы и не вели каких-либо наблюдений за Вселенной и природой. Только с Исламом это общество обрело цивилизацию, стало придавать значение знанию и в соответствии с предписаниями Корана приступило к изучению Вселенной и природы. Не только арабы, но и иранцы, тюрки, народы Северной Африки вслед за принятием Ислама получили просвещение. Рационализм и стремление к познанию, в которых Коран наставляет людей, способствовали возникновению великой цивилизации, особенно в IX – X вв. В этот период многочисленные мусульманские учёные сделали очень важные открытия в таких областях науки, как астрономия, математика, геометрия, медицина.
Очень значимым регионом, откуда научное влияние распространялось на Европу, и одновременно местом, взрастившим большое число мусульманских учёных, была Андалузия. Андалузия стала колыбелью значительного научного обновления и многих прорывов в области медицины. Мусульманские врачи не замыкались на какой-либо одной специализации, но обучались широкому спектру дисциплин, главными из которых были фармакология, хирургия, акушерство, физиология, бактериология и гигиена. Самыми известными из медиков этого периода были Ибн Джульджуль (? – 992), много лет изучавший лекарственные травы и оставивший после себя труды о лекарственных растениях и по истории медицины, а также знаменитый андалузский врач и диагност Абу Джафар ибн Джаззар (? – 1009), около тридцати произведений которого дошли до наших дней. Абдуллатиф аль-Багдади (1162 – 1231) известен своими работами по анатомии. Им исправлены многие ошибки существовавшей до него медицины в области анатомии костей, например, относительно нижней челюсти и костей грудной клетки. В 1788 труд Аль-Багдади «Аль-Ифада ва-ль-Итибар» был издан и переведён на латынь, немецкий и французский языки. В его же труде под названием «Макалатун фи-ль-Хавас» рассматриваются пять органов чувств.
«Поистине, испытывают (благовейный) страх пред Богом те из служителей Его, кто обладает разуменьем. Аллах, поистине, Могущ и Всепрощающ!» (Коран, 35:28).
«И нет другого божества, кроме Аллаха, – сие свидетельствует Сам Аллах, и ангелы Его, и те, кто одарён познаньем и справедливость с твердостью блюдет. И нет другого божества, кроме Него, Он Всемогущ и Мудрости исполнен!» (Коран, 3:18).
Мусульманские анатомы правильно установили количество костей в человеческом черепе и определили наличие трёх маленьких косточек в ушах. Из мусульманских учёных, занимавшихся анатомией, на первое место следует поставить Ибн Сину (980 – 1037). Ещё в очень юном возрасте изучивший литературу, математику, геометрию, физику, естественные науки, философию и логику, Ибн Сина впоследствии прославился не только на Востоке, но и на Западе.
Самый знаменитый его трактат «Аль-Канун фи-т-Тыб», будучи написан по-арабски, в XII в. был переведён на латынь и вплоть до XVII в. преподавался и использовался как главное учебное пособие в университетах Европы. В этом труде даётся систематическое описание многих болезней и лекарств от них. Кроме этого, Ибн Сина создал более сотни других трактатов по философии и естественным наукам. Большая часть медицинских сведений, содержащихся в упомянутом «Аль-Канун фи-т-Тыб», даже сегодня сохраняет своё значение.
Закария Казвини (1203 – 1283) опроверг многие ошибочные суждения о мозге и сердце, бытовавшие ещё со времён Аристотеля. Сведения, даваемые им о сердце и мозге, очень близки нашим сегодняшним представлениям об этих важнейших органах.
Работы Закарии Казвини, Хамдуллы Мустафви (1281 – 1350) и Ибн ун-Нафиса по анатомии заложили фундамент современной медицинской науки. Эти учёные уже в XIII – XIV вв. указывали на связь сердца и лёгких, на то, что артерии несут чистую, а вены грязную кровь, что кровь очищается в лёгких, что чистая кровь, возвращающаяся к сердцу, разносится от него к мозгу и другим органам тела посредством аорты.
Али бин Иса (? – 1038) – автор трёхтомного труда «Тазкират-уль-Каххалин фи-ль-Айн ва Амразиха», первый том которого полностью посвящён анатомии глаза и содержит очень ценные сведения. Впоследствии этот трактат был переведён на латынь и немецкий язык.
Мухаммад Абу Бакр Закария Рази (865 – 925), Абу Сахль Яхья аль-Масихи (969 – 1010), Бурханаддин Нафис (? – 1438), Исмаил Джурджани (? – 1136), Кутбуддин Ширази (1236 – 1310), Мансур бен Мухаммад, Абулькасым Захрави – это ещё лишь несколько имён мусульманских учёных, которым принадлежит важное место в истории развития медицины и анатомии.
Мусульманские учёные внесли значительный вклад и в другие области науки, помимо медицины и анатомии. Например, живший в XI в. Бируни за 600 лет до Галилея доказал факт вращения Земли и за 700 лет до Ньютона высчитал диаметр Земли. Живший в XV в. Али Кушчу первым изготовил карту Луны, и сегодня одна из областей на Луне носит его имя. Сабит бин Курра, живший в IX в., на много столетий раньше Ньютона открыл дифференциальное исчисление. Баттани, живший в X в., является первооткрывателем тригонометрии, а его современник Абу-ль-Вафа ввёл в тригонометрию термины «тангенс», «котангенс», «секанс», «косеканс».
Текст под рисунком на стр. 69: Бируни – мусульманский учёный, живший в XI в. За 600 лет до Галилея он доказал факт вращения Земли, за 700 лет до Ньютона он рассчитал её диаметр.
Хорезми в X в. написал первую книгу по алгебре. Магриби за 600 лет до Паскаля решил уравнение, ныне известное как «треугольник Паскаля». Живший в XI в. Ибн Хайсам является основателем оптики. Его трудами пользовались Роджер Бэкон и Иоганн Кеплер. Галилей, опираясь на его трактаты, изобрёл телескоп. Кинди за 1100 лет до Эйнштейна разработал релятивистскую физику и теорию относительности. Акшамсаддин приблизительно за 400 лет до Пастера впервые открыл существование микробов. Али бен Аббас жил в XI в. и первым выполнил операцию по удалению раковой опухоли. Живший тогда же Ибн Джассар выяснил причины заболевания проказой и предложил методы её лечения. Это лишь некоторые мусульманские учёные, сделавшие великие открытия и заложившие фундамент современной науки.
Текст под рисунком на стр. 70: Али Кушчу в XV в. изготовил первую карту Луны. Сегодня на Луне есть область, носящая его имя.
Если мы теперь обратимся к западной цивилизации, то увидим, что рождение современной науки на Западе также произошло на основе веры в Бога. 17-е столетие, известное как «век научной революции», полно именами учёных, проводивших свои исследования с намерением познать сотворённые Богом Вселенную и природу.
Все научные институты, созданные в эту эпоху в Англии и во Франции, имели своей целью «познать Бога, открывая Божественные законы». Такое же направление сохранялось и в XVIII в. Ньютон, Кеплер, Коперник, Бэкон, Галилей, Паскаль, Бойль, Пейли, Кювье – это лишь несколько имён учёных, известных как своим значительным вкладом в развитие науки, так и верой в Бога. (Подробнее смотрите в разделе «Учёные, верующие в Бога».)
Эти учёные не просто верили в Бога, но черпали в вере своё вдохновение для занятий наукой. Одним из свидетельств этому явилось издание в Англии в начале XIX в. серии научных трудов, известных под названием “Bridgewater Treatises”. Большая группа учёных выполнила исследования в разных областях науки и определила их результаты как «доказательства мира и гармонии в сотворённых Богом природе и Вселенной». Метод, которым пользовались эти учёные, определялся термином “Natural Theology” (“Естественное богословие”), который можно свести к принципу “познания Бога через природу”.
Руководитель “Bridgewater Treatises” Уильям Пейли издал в 1802 году книгу под названием “Natural Theology: or, Evidence of the Existence and Attributes of the Deity, Collected from the Appearances of Nature” («Естественное богословие, или очевидность существования и признаков Бога, почёрпнутая из явлений природы»). В этой книге Пейли даёт всесторонние сведения по анатомии и приводит примеры, свидетельствующие о наличии проекта в живых организмах.
Впоследствии примеры Пейли были использованы в обращении к учёным, выпущенном Королевским обществом. В этом тексте содержался призыв к учёным вести исследования по нижеуказанным вопросам: “Все рациональные рассуждения и доказательства, свидетельствующие об акте Божественного Творения, о Силе, Разуме и Красоте Бога. Например, возникновение и разнообразие животных, растений или металлов, являющихся творениями Бога; детали системы пищеварения и процесса переваривания пищи; примеры, указывающие на проект, заключённый в человеке, и иные всевозможные рациональные аргументы; древние и современные науки и искусства и вся литература…”
На этот призыв искать доказательства существования Бога откликнулись многие учёные, и были опубликованы весьма значительные научные труды. Ниже мы приводим список трудов, напечатанных в серии “Bridgewater Treatises”, и имена их авторов:
{C}{C}· Гармония природы с нравственностью и интеллектом человека (Томас Чалмерс);
{C}{C}· Химия и метеорология (Уильям Праут);
{C}{C}· Инстинкты животных. Их привычки и прошлое (Уильям Кирби);
{C}{C}· Человеческая рука: пример проекта (Сэр Чарльз Белл);
{C}{C}· Геология и горное дело (Дин Бакланд);
{C}{C}· Гармония природы и физического строения человека (Дж. Кидд);
{C}{C}· Астрономия и общая физика (Уильям Уивелл);
{C}{C}· Физиология растений и животных (П. М. Роджет).
“Bridgewater Treatises” – один из ярких примеров гармонии между наукой и религией. Целью многих работ, выполнявшихся и до, и после издания этой серии, также было познание созданной Богом Вселенной и осознание таким путём Его Величия.
Отклонение же науки от этого курса является результатом воцарения материалистической философии в западной культуре вследствие того, что сложились определённые общественно-политические условия в Европе XIX в. Этот процесс нашёл своё предельное выражение в теории эволюции Дарвина, в результате чего в полную противоположность тому, что было раньше, науку и религию стали считать двумя противоречащими друг другу источниками знания.
Английские исследователи Майкл Бейджент, Ричард Лай и Генри Линкольн дают по этому поводу следующий комментарий: “За полтора года до Дарвина наука не отделялась от религии; напротив, она была её частью, и её целью было служение религии… Однако во время Дарвина наука потеряла тот смысл, который был присущ ей дотоле, и определила себя как абсолютного соперника и альтернативу религии. И теперь человечество было принуждено делать выбор между ними двумя”.
Однако в наши дни это насильственно насаждаемое разделение между наукой и религией устраняется открытиями, делаемыми самой наукой. Религия учит нас тому, что Вселенная сотворена из ничего, наука предоставляет для этого доказательства.
Религия учит нас, что живые организмы созданы Аллахом, наука же, выдвигая аргументы в пользу существовании проекта в живых организмах, предоставляет доказательства и этой истины. Майкл Дентон в конце своей книги под названием “Nature Destiny” говорит: “Наука, одно время считавшаяся самым большим союзником атеизма и скептицизма, наконец-то, на исходе второго тысячелетия, где мы находимся, становится самым большим защитником антропоцентрического мировоззрения, какой её когда-то желали видеть Ньютон и его сторонники”. Антропоцентрическое мировоззрение же есть вера в то, что мир создан Аллахом для человека.
Это положение, выдвигаемое наукой, постепенно заставляет всё большее число учёных искренне поверить в Бога. Знаменитый биохимик Майкл Бехе подтверждает это, говоря: “Количество учёных, верящих в Создателя или в существование некоей Истины по ту сторону природы, гораздо больше, чем это пытаются представить популярные средства массовой информации. В целом процент верующих составляет 90 % общего населения, и нет никакой причины думать, что среди учёных дело обстоит по-другому”.
То, что в этой ситуации предприняли материалисты, это лишь включение разнообразных механизмов давления, с помощью которых делаются попытки “переварить” науку. В западных странах, для того чтобы учёный мог сделать карьеру, получить такие звания, как доцент или профессор, печатать свои материалы в научных журналах, он должен соответствовать определённым стандартам. Беспрекословное и безусловное принятие теории эволюции – стандарт № 1. Поэтому-то некоторые учёные, совершенно не веря в сказки Дарвина, официально принимают их и вынуждены игнорировать доказательства Творения.
В сентябрьском номере журнала
Журнал «Scientific American», сенбярь 1999 г. – подпись над фотографией журнала
“Scientific American” за 1999 год в статье, озаглавленной «Учёные и религия в Америке», социолог из Вашингтонского Университета Родни Старк рассказывает о давлении, оказываемом на учёных. Он пишет:
«Вот уже 200 лет вдалбливается мысль, что «если ты хочешь быть учёным, ты должен полностью очистить свой разум от всех цепей религии»… Религиозные люди в университетах помалкивают. За безбожниками признано превосходство. На высших ступенях же существует система премирования за безбожие”.
Другим примером систематической борьбы, ведущейся материалистами против религии, являются пропагандистские методы, о которых мы упоминали вначале. Утверждения, что “религия воюет с наукой” или что “наука должна быть материалистической”, являются основными элементами этой пропаганды. Рассмотрим же теперь, почему эти утверждения нельзя считать ни логичными, ни связными.