Наукой называют изучение материального мира, в котором мы живём, с помощью опытов и наблюдений. Естественно, производя такого рода изучение, наука, опираясь на данные, полученные путём наблюдений и экспериментов, должна делать соответствующие выводы. Вместе с тем в каждой научной отрасли существуют некие основные критерии, принимаемые ещё до начала исследований. Совокупность этих критериев на научном языке называется «парадигмой».
Парадигма определяет направление предстоящих научных исследований. Как известно, первым шагом при научном исследовании является выдвижение предположения (гипотезы). Учёный прежде всего выдвигает свою гипотезу относительно явления, которое он собирается изучать. Затем эта гипотеза проверяется научными данными. Если произведённые опыты и наблюдения подтверждают гипотезу, гипотеза начинает превращаться в теорию. Если гипотеза опровергнута, на её место выдвигается новая, и процесс изучения вопроса, таким образом, продолжается.
Можно заметить, что выдвижение гипотезы, являющееся первой ступенью этого процесса, связано с некоей фундаментальной точкой зрения, на которой стоит учёный. Например, некоторые учёные, основываясь на одной точке зрения, могут выдвинуть гипотезу о том, что «материя способна к самоорганизации без какого-либо сознательного вмешательства». Потом, в течение многих лет, они будут вести свои исследования, чтобы данную гипотезу подтвердить. Однако материя не обладает указанным свойством, поэтому все их старания окончатся безуспешно. При этом, если учёные очень упорны в отстаивании данной гипотезы, их исследования могут длиться многие годы и даже на протяжении нескольких поколений. В итоге будет потеряно много времени и сил.
В то же время, если бы эти учёные начали свою работу с идеи о том, что «материя не способна к самоорганизации без того или иного разумного вмешательства», их научные исследования, опираясь на указанную идею, пошли бы очень быстро и плодотворно.
Следует обратить внимание, что момент выдвижения гипотезы требует наличия некоего иного источника научных открытий. Установить этот источник очень важно, потому что его ошибочное определение, как в приведённом нами выше примере, может нанести науке ущерб ценой лет, десятилетий и даже столетий, потраченных впустую.
Искомый источник есть Откровение, ниспосланное Аллахом людям. Аллах – Творец Вселенной и всего живого, и потому самым правильным и бесспорным знанием о них является знание, ниспосланное Им Самим. Аллах даёт нам его в Коране. Важнейшие истины, ниспосланные нам Аллахом, мы можем указать в следующем порядке:
1) Вселенная сотворена Аллахом из ничего. Ничто во Вселенной не возникло случайно и само по себе. Естественным следствием этой истины является то, что в природе и во всей Вселенной царит не хаос, возникающий из случайных событий, а совершенный порядок, созданный на основе сознательного замысла.
2) Материальный мир, а в особенности планета Земля, на которой мы живём, специально спроектирована для того, чтобы на ней мог жить человек. В движении звёзд и планет, в форме земной поверхности, в особенностях воды и атмосферы заключён определённый замысел, целью которого является обеспечение возможности человеческой жизни.
3) Что касается живых организмов, то они были сотворены Аллахом. Все виды жизни задуманы и созданы Всевышним. Более того, движение живых организмов происходит по вдохновению, исходящему от Аллаха.
Эти истины преподаны нам Аллахом в Коране. Мировоззрение, принимающее за основу эти истины, без сомнения, обеспечит достижение крупных научных успехов и принесёт человечеству обильные плоды. В истории тому есть прекрасные примеры. Так, успехи, достигнутые в IX – X вв., когда мусульманские учёные находились в авангарде развития цивилизации, стали возможны благодаря тому, что наука опиралась на вышеперечисленные истины.
Ту же самую картину мы можем наблюдать на Западе. Все наиболее значительные учёные в области физики, химии, астрономии, биологии, палеонтологии верили в существование Единого Бога и вели свои исследования с целью изучения Его Творения.
Говоря о том, что люди при определении своих целей должны исходить из религиозных истин, Эйнштейн заявил: «Истинную цель для человека определяет религия. Однако в вопросе о том, к каким средствам следует прибегнуть для достижения этой цели, есть что сказать и науке. Те, кто желает познать истину во всей полноте, придают науке форму, конструируют её, ставя её в определённые рамки. Однако в основе науки, в её началах опять же в значительной мере присутствует религия. Я не могу себе даже представить какого-либо учёного, лишённого глубокой веры».
Только начиная с середины XIX в. наука отдалилась от этой Божественной основы и попала под влияние материалистической философии. Материализм – идея, восходящая ещё к древним грекам. Материалистические взгляды постепенно распространялись среди учёных, и начиная со второй половины XIX в. значительная часть исследований уже велась с целью подтвердить эти взгляды. Для этого были выдвинуты «модель бесконечной Вселенной», предполагающая, что Вселенная существовала всегда и будет существовать вечно, эволюционная теория Дарвина, утверждающая, что жизнь есть плод случайности, идеи Фрейда и другие аналогичные теории.
Однако сегодня, оглядываясь назад, мы видим, что эти материалистические взгляды привели науку лишь к потере времени. Бессчётное количество учёных в течение десятилетий билось над тем, чтобы доказать каждое из выдвинутых материализмом утверждений, однако полученные результаты продемонстрировали их некорректность.
Напротив, научные открытия подтвердили, что Вселенная создана из ничего, что она спроектирована с целью обеспечить возможность жизни человека, что случайное возникновение жизни и её эволюционное развитие невозможно – всё в точном соответствии с тем, что указано в Коране.