Человек может быть в полном смысле самоотверженным только тогда, когда он не ждет от кого-либо ничего взамен своей жертвенности, ибо им движет его беззаветная вера и трепет перед Богом, и вера в Господнее воздаяние. Ведь му`мины уповают на воздаяние за все душевные, моральные и материальные усилия, проявленные в земной жизни, только от Аллаха. Именно это чистота самоотверженности и бескорыстия отличают му`минов от людей, не знающих сути веры, му`мины являют пример высшего самопожертвования ради Господнего благоволения, они не ищут никаких земных благ за свое усердие.
Тогда как в обществе, не знающем сути веры, большая часть людей далека от понимания сути самопожертвования. Эгоизм, существующий в природе каждого человека, далекого от Имана, полностью подчиняет его себе. В таком обществе каждый, пусть и не признается себе в этом, но в первую очередь думает о своих личных интересах, а интересы и заботу о других людях неизменно отодвигает на второй план.
Между тем мораль и поведение людей, обладающих истинной верой, коренным образом отличаются от поведения неверующих. Главной особенностью верующих является то, что они смогли преодолеть чувство эгоизма, присущее нафсу. Ведь только тот, кто одолел свой нафс и его низменные проявления, и способен контролировать их, может быть в подлинном смысле сострадателен и бескорыстен, самоотвержен по отношению к ближнему.
Иман дарует му`минам столь высокую степень сознательности и любви к ближнему, что забота о благе своих братьев и сестер по вере становится для них важнее, чем его собственные нужды, и если понадобиться, они с радостью готовы отказать себе в чем-либо, ради благополучия других му`минов. Именно это является примером истинного Имана, преданности Аллаху и чистой совести. В Коране Аллах ниспослан пример самопожертвования мусульман по отношению к своим братьям и сестрам по вере:
А те, которые жили в Медине до них (т. е. до прихода мекканцев) и утвердились с верой в сердце, любят переселившихся [из Мекки] к ним и не испытывают к ним никакой зависти из-за того, что отдано им (переселившимся). Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в нужде. И те, кто одолел свою алчность души, они – обретшие спасение. (Сура «Аль Хашр», 59:9)
Господний аят гласит, что му`мин, даже в стесненном положении, невзирая на личные трудности, прежде будет заботиться о нуждах и благополучии братьев и сестер по вере. И этот образ поведения касается не каких-то единичных случаев, а объемлет всю жизнь му`мина. Му`мин не сможет отказать в помощи другому му`мину, оказавшемуся в беде, даже если он сам находится в трудном положении, ни физическая усталость, ни голод не смогут заглушить чувства любви к ближнему и голоса совести му`мина, и с чистым сердцем, он, добровольно протягивает руку помощи другим му`минам, которые нуждаются в ней.
Но му`мин никогда не будет ждать или требовать благодарности от тех, к кому он проявил помощь и самоотверженность, душа му`мина светла чувством радости за совершенное благое дело и надеждой на Господнее благоволение.
А в обществе, следующем мирским законам и не знающем закона Господа, оказавший помощь непременно использует этот свой поступок, намеками или напоминаниями, но рано или поздно он даст понять, какое огромное самопожертвование он сделал. Тогда как му`мин, делая что-либо ради другого му`мина, будет стремиться сделать это втайне, стараться не дать почувствовать это человеку. Потому что для му`мина достаточно, что Аллах знает о его благом поступке, пусть даже человек, кому была оказана помощь, и не узнает, с чьей стороны она пришла.