…Ведь ваш Господь есть Бог Единый. Так предайтесь Ему и будьте покорны, а ты [, Мухаммад,] обрадуй благой вестью кротких душой. (Сура «Аль Хадж», 22:34)
Скромность и кротость, предписываемая моралью Корана, это ясное осознание человеком своей немощности пред Могуществом Аллаха и бесконечной нужды в Его Милости. Вся жизнь му`мина, его образ мысли и поведения формируются через осознание Величия Аллаха и Его Беспредельного Могущества над каждым мигом бытия каждого из людей, ибо нет иного бога, кроме Аллаха. Он Создатель всего сущего во Вселенной, Он рождает, умерщвляет и вновь воскресит каждого из нас. Он управляет каждой вещью, каждым законом мироздания. Нет другой силы, кроме Него.
Он объемлет все и вся, Он всемогущ, Он творит все Своим предопределением, Он Всезнающ и Всеслышащ и ведает обо всем, ничто не скроется и не останется тайным от Него. Аллах далек от всякого рода недостатков и несовершенств, Он не нуждается ни в чем, но все сущее бесконечно нуждается в Нем. Он – Извечен, Самосущ, не ведает ошибок и забвения.
И перед этим непостижимым Величием Творца – человек слаб и немощен сотворить что-либо самостоятельно, ибо он и сам сотворен Творцом и знает и умеет только лишь то, что дал ему узнать и чему научил его Аллах. Он бесконечно нуждается в благах, которые Аллах дарует ему в неисчисляемом количестве каждый момент его жизни, даже односекундное прекращение Господнего ниспослания этих благ способно прекратить жизнь человека и сам человек не сможет себя спасти.
Даже если Аллах решил лишить человека хотя бы одного из несметного числа земных благ, человек окажется немощным и беспомощным. Человек – существо слабое и ограниченное в своих познаниях, полное недостатков и изъянов, постоянно заблуждающееся и склонное к неправедным деяниям, причем существование человека абсолютно зависимо от Господней воли и возможно лишь благодаря благам, даруемым ему ежесекундно Всевышним.
Нежелание человека проявить смирение перед Могуществом Господа, Чья Власть над мирами беспредельна, свидетельствует лишь о невежестве самого человека и ограниченности его умственных способностей, кроме того, эта духовная непокорность противоречит сути человеческой души, сотворенной Господом для поклонения Ему.
Мусульманин же, обладающий глубоким Иманом, всегда помнит о слабости и несовершенстве своей природы, и это осознание естественным образом формирует в его душе скромность, кротость и радостное смирение перед Всевышним Творцом. Это смирение проявляется и в выражении лица, и во взгляде, в манере говорить и двигаться, во всех чертах характера. Например, только лишь истинно скромный, кроткий человек прислушается к совету, наставлению, исходящим от других мусульман.
Человек, достигший глубинной и зрелой степени Имана, получив замечание, никогда не будет возражать и примет его без обид и будет относиться к тому вопросу с еще большим старанием. Даже если замечание будет не правомерным и его поведение будет совершенно правильным, мусульманин никогда не ответит резко на сделанное ему замечание, его реакция будет зрелой и мудрой, ибо примером для него будут слова Пророка Йусуфа, мир ему, упомянутые в Коране:
И я не оправдываю себя, ведь, истинно, нафс толкает душу ко злу, если Господь мой милостью ее не осеняет … (Сура «Йунус», 12:53)
Такое понимание смирения открывает человеку путь постоянного духовного роста и совершенствования своих моральных качеств, помогает ему с чистым сердцем прислушиваться к каждому мудрому слову и совету, потому что мусульманин никогда не мнит себя самодостаточным и совершенным.
Му`мин всегда помнит о том, что каждому человеку свойственно ошибаться. А тот, кто считает себя достаточно «умным», забыл о своем несовершенстве перед Господом, превознесся в гордыне перед Аллахом, и лишь себе самому несет зло, идя наперекор своей душе. Аллах в Коране заостряет наше внимание на том, что человеку без веры никогда не дано достигнуть подлинного совершенства и величия:
…в их сердцах нет ничего кроме жажды величия, которого они никогда не обретут…» (Сура «Му`мин», 40:56) "
И те, кто вознеслись в гордыне, не смогут обрести Господнюю любовь:
Не проявляй презрения к людям и не ходи по земле горделиво - воистину, Аллах не любит гордецов надменных. (Сура «Лукман», 31:18)
Превозносясь в гордыне, человек забывает о том, как он был сотворен, о том, сколь немощен человек умом и телом перед своим Создателем. Гордыня описывается в Коране как главная особенность сатаны. Аллах, создав первого человека Пророка Адама, мир ему, повелел всем ангелам склониться перед ним, но лишь сатана, в гордыне свое считавший себя высшим творением, нежели человек, отказался подчиниться Господней воле. Всевышний сообщает нам о богомерзком поведении сатаны:
[Вспомни,] как Господь твой сказал ангелам: "Я сотворю человека из глины. Когда Я придам ему вид и вдохну в него Моего духа, то падите перед ним ниц в поклоне". Все ангелы разом пали ниц, кроме Иблиса, который возгордился и стал одним из нечестивых.
[Аллах] сказал: "О Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого сотворили Мои Руки? Ты возгордился или ты считаешь себя из высших?"
[Иблис] сказал: "Я лучше его. Ты сотворил меня из огня, а его - из глины".
[Аллах] повелел: "Изыди из рая, отныне будешь ты побиваем камнями. Воистину, над тобой будет Мое проклятие до самого Судного дня". (Сура «Сад», 38:71-78)
Те, кто превозносятся в гордыне и не считают себя должными быть благодарными Творцу, перед Аллахом находятся в том же положении, что и сатана. Они не слышат слова и наставления других людей, ибо считают правильной только свою точку зрения, свой ум и неизменно уверенны в своей правоте. Они делают только так, как они считают правильным, гордыня ослепляет их ум, не давая им понять суть Господних повелений Корана.
Но ведь ясен обет Аллаха для тех, которые забыли о том, Кто их сотворил и как ничтожны они перед могуществом и величием Творца:
А те, которые считали ложью Наши знамения и отвергали их в гордыне, они все – обитатели Огня, и в нем им оставаться вечно.» (Сура «Аль А`Араф», 7:36)
Ясен обет Аллаха и для тех, кто стремились к Господу и соблюдали то, что предписано им из морали.
(Благодать) будущей обители Мы даруем [лишь] тем, кто не стремился величаться на земле и не желал нечестия там сеять. [Благой] исход принадлежит благочестивым. (Сура «Аль К`асас», 28:83)