Аллах создал человека и наделил его нафсом, своего рода голосом низменного естества, который беспрестанно внушает ему зло и греховные намерения. Но Аллах наделил человека и другим голосом, который никогда не умолкает и не ошибается, который беспрестанно удерживает человека от зла и неизменно побуждает к добру. Этот голос, находящийся в душе человека, называется совесть.
Совесть – это понятие духовной мудрости и прозрения, внутренняя убежденность в том, что есть добро, и что есть зло. Аллах раскрыл людям эти две особенности человеческой природы в Коране:
Клянусь душой [человеческой] и тем, кто ее устроил, и внушил ей фуджур (беспредельное зло и грех) и богобоязненность. Истинно, тот, кто очистил ее, обрел спасение и понес тяжкий урон тот, кто сокрыл [злое и греховное] в душе. (Сура «Аш Шамс», 91:7-10)
Аллах внушает душе человека остерегаться зла и греховной сути своего нафса. Этим внушением, вдохновением Аллаха и является совесть человека. Таким образом, совесть можно образно описать как голос, внушаемый Аллахом душе человека, который призывает му`мина к добру и благочестию. И поэтому совесть – это ключ к вратам совершенного Имана.
Му`мин, стремящийся возвысить свой Иман, всегда слушает голос совести. Однако понимание совести у му`минов отлично от обычного понимания совести, распространенного среди людей, живущих в безверии. В среде мирских людей, не понимающих сути Имана, выражение «быть совестливым» означает, к примеру, помогать нуждающимся, престарелым, жертвовать какие-то средства благотворительным фондам. Но за исключением этих узко ограниченных проявлений «доброты», большая часть этих людей редко прислушиваются к голосу совести, и живет, охваченная страстями собственного нафса.
Только лишь му`мины, обладающие совершенным Иманом, на протяжении всей жизни следуют голосу совести так, как предписано в Коране. Ведь их цель – стать ближе к Аллаху и заслужить Его благоволение, а потому какими бы ни были обстоятельства, они поступают согласно голосу совести, не ища себе оправданий или послаблений. Ни усталость, ни бессонница, ни суета повседневной жизни не могут заглушить для них этот голос. Даже в самых сложных и экстренных ситуациях, в самые трудные моменты жизни они поступят подобающим, достойным образом, следуя голосу совести и являя пример высшего благочестия.
Представим себе такую ситуацию: после тяжелой многодневной работы, проделав длинный путь, му`мин вернулся домой, усталый, быть может, больной и обессилевший с единственным желанием немного отдохнуть. И вот в момент, когда он решает позволить себе расслабиться и отдохнуть, к нему вдруг обращается за помощью человек, попавший в беду. В таком случае му,мин не раздумывая поспешит на помощь к нему, вмиг забыв о своей усталости и нуждах. Если же его физическое состояние не позволяет ему оказать помощь другому, то он использует все имеющиеся средства, позовет к этому делу других му,минов, которые смогут помочь тому человеку. И в ответ на это му,мин никогда не будет ждать благодарности. Никогда не станет жаловаться и говорить о своей усталости, оказывая помощь кому-либо, или расхваливать свою самоотверженность. Нет, му`мин всегда пример высшего достоинства и мужества. Потому что все это он делает не ради мирского благодарения, но только лишь ради Аллаха, и не ждет ни от кого вознаграждения и благодарности, а ждет милости только от Аллаха. В Коране Аллах показывает нравственные качества, которые должны быть присущи му`минам:
[и говорят]: “Мы даем пищу ради Лика (и довольствия) Аллаха и не просим от вас ни вознаграждения, ни благодарности.” Ведь мы страшимся Господа своего в тот скорбный, тяжкий Судный день". (Сура «Человек», 76:9-10)
Вот таково понимание совести му`минами. Му`мин, будь то женщина или мужчина, в любых сложных ситуациях и в любых условиях следует голосу совести и, совершив благое дело, не будет ждать мирской благодарности и похвалы. Ему достаточно знать, что Аллах доволен им, и это будет являться для него великой радостью и мощнейшим источником вдохновения.
Рассмотрим типичный пример человека, не знающего веры и Имана. Пожалуй, такие примеры часто встречались каждому в жизни. Столкнувшись с чужой бедой, неверующий в Бога человек способен найти себе массу оправданий или неблагоприятных поводов, которые, якобы, не позволили ему помочь нуждающемуся.
Безбожник способен найти тысячи предлогов, чтобы сделать вид, что он не слышит своей совести. Он может проявлять нервозность, нетерпимость и агрессивность по отношению к другим, сославшись на свою усталость или плохое самочувствие. В такой ситуации он считает себя избавленным от необходимости помогать кому-то, спасает себя, но не нуждающегося в помощи человека, может быть грубым и нервозным даже по отношению к близким и родным. Однако если в исключительной ситуаций он все же согласится помочь кому-то, то после, обязательно, будет ждать от него благодарности и всячески напоминать о своем «подвиге» или же считать того, другого, своим должником.
В поведении му`минов и людей неверующих, в их нравственном облике существует колоссальная разница, это как две разные планеты, существующие по совершенно отличным законам. Эти отличия проявляются в каждом моменте их жизни, и высшим проявлением ее станет то воздаяние, что получат они после смерти в День Господнего расчета.