Мы видели, что свет, приходящий к нам от Солнца, состоит из трех узких полос электромагнитного спектра:
1. Инфракрасные лучи, согревающие Землю, длина волн которых больше видимого света.
2. Небольшое количество ультрафиолетовых лучей, длина волн которых короче видимого света и которые необходимы для синтеза витамина D и других элементов.
3. Видимый свет, который позволяет нам видеть и поддерживает фотосинтез в растениях.
Видимый свет важен не только для фотосинтеза, но и для зрения, поскольку живой глаз не способен воспринимать ни одну из фракций спектра, за исключением этого света и очень малой его части, располагающейся рядом с до-инфракрасными лучами.
Чтобы объяснить, почему это так, мы сначала должны понять, как осуществляется процесс зрения. Частицы света – "протоны" – проходят через зрачок глаза и попадают на поверхность сетчатки, расположенной в глубине глаза. Сетчатка состоит из светочувствительных клеток, степень чувствительности которых настолько велика, что они реагируют, даже если на них попадает один протон. Энергия протона активирует сложную молекулу – родопсин, – в больших количествах содержащуюся в клетках сетчатки. Родопсин в свою очередь вызывает возбуждение других клеток /72/. В результате вырабатывается электрический ток, который передается в мозг и вызывает возбуждение зрительного нерва.
Необходимое условие работы этой системы состоит в способности клеток сетчатки распознавать момент попадания на нее протона. Для того, чтобы это произошло, протон должен обладать необходимым запасом энергии: если он будет слишком большим или слишком маленьким, родопсин не синтезируется. Изменение размера глаза ничего не даст: здесь важно правильное соотношение размера клетки и длины волны входящего в нее протона.
Создание живого глаза, способного видеть другие участки электромагнитного спектра, невозможно в мире, жизнь которого основана на углероде. В книге «Предназначение природы» Майкл Дентон пишет, что живой глаз может видеть только в пределах диапазона видимого света. Теоретически можно создать другие модели глаза, но ни одна из них не в состоянии дать глазу возможность видеть другие участки спектра. Дентон объясняет, почему:
«Ультрафиолетовые, рентгеновские и гамма-лучи обладают слишком высокой энергией и слишком разрушительны для глаза, в то время как инфракрасные лучи и радиоволны слишком слабы, обладая очень малой энергией. Они не обнаруживаются при взаимодействии с материей. Поэтому оказывается, что по ряду причин воспринимаемый зрением участок электромагнитного спектра – это участок, превосходно приспособленный для биологического зрения и особенно для состоящей из многих частей камеры глаза позвоночных, структура и размер которого близок к глазу человека» /73/.
Давайте остановимся и еще раз подумаем о том, что было сказано: солнечная энергия с очень узким диапазоном (в 1/1025 электромагнитного спектра) была создана столь совершенно, что она способна согревать мир, поддерживать жизненные функции сложных организмов, осуществлять фотосинтез и давать земным существам возможность видеть.