И они веруют твердым знанием (в Писание), что послано тебе, и в то, что до тебя ниспослано другим (пророкам); и веруют в другую жизнь и нет сомнений (в них об этом). (Сура «Аль Бакара», 2:4)
Наказание Ада по своей тяжести несопоставимо ни с какими земными муками и страданиями. Коран упоминает о множестве форм лишь одного вида наказания Огнем. Обитатели Ада горят в огне, издавая крики отчаяния от невыносимой боли, причиняемой огнем, руки их прикованы цепями к шее и их бросают в тесные огненные пространства, им изливают на головы кипящую воду, стегают железными плетьми, их тела извиваются от неодолимого голода и жажды, их беспрерывно подвергают все новым и новым пыткам, и нет ни малейшего перерыва или послабления в муках, которые будут длиться без конца, вовеки. Раскаяние и глубокие страдания от безысходности, безнадежности снедают их, они жаждут умереть и исчезнуть, раствориться в небытии. Но этого никогда не произойдет. Испытываемые ими невыносимые муки и страдания все усиливаются. И раздается им эхом:
Войдите в него, теперь уж вытерпите вы или нет этот Огонь, – для вас одно. Вам воздается только за то, что вы вершили на земле". (Сура «Ат Тур», 52:16)
Му,мин, обладающий совершенным Иманом, часто вспоминает и размышляет об ужасающих картинах Господнего наказания, о которых сообщается в Коране, и всем сердцем стремится к Аллаху. Му`мин живет, искренне следуя морали Корана, всегда помнит, что в любой момент ангелы смерти могут придти и забрать его душу в иной мир. А потому каждое его дело, решение, манеры поведения и речи в высшей степени достойны, потому что он поставил себе целью приблизиться к вратам Рая и отдалить от себя наказание Адом. Потому что никто на земле не может быть уверен в совершенстве своей души и Имана и что его не коснется кара Всевышнего.
В День воскресения Мы установим точные весы, и ни одна душа не вкусит несправедливости ни в чем. И будь какое-либо (из ее деяний) весом даже с горчичное зерно, Мы и его принесем (на весы). И Нас достаточно для проведения расчета. (Сура «Аль Анбийа`», 21:47)
В Коране сообщается, что в День Суда будут установлены чувствительные, точнейшие весы. И му`мины, верующие в этот обет Аллаха, стараются использовать на земле каждый миг жизни, чтобы в тот самый главный День чаша праведных деяний перевесила чашу грехов. Ведь Аллах предупреждает людей об этом:
В тот день люди толпами выйдут [из могил], дабы показали им то, что они вершили на земле. И тот, кто совершил добро, хотя бы на вес пылинки, увидит его. И тот, кто совершил зло, хотя бы на вес пылинки, узрит его. (Сура «Аз Зальзаля», 99:6-8)
В тоже время му`мин остерегается поступить недостойно, потому что каждый совершенный им поступок приближает его к Раю или к Аду. У человека есть только два пути – путь в Рай или путь в Ад, иного пути нет.
Люди, достигшие совершенного Имана, ясно осознают эти истины, поэтому на протяжении всей своей жизни живут в надежде и в страхе. Ведь мысль о приближении смерти и Судного Дня никогда не оставляет их совесть.
Каким образом повели бы себя люди, узнай они сейчас, что в данный момент они уже распределены на две группы, одна из которых вскоре пойдет в Рай, а другая в Ад и что после Суда, который уже вот-вот свершится, для них начнется вечная жизнь?
Станет ли человек, узнавший, что вот-вот ему грозит навеки оказаться в Аду, преднамеренно совершать какой-либо дурной поступок или злодейство?
Конечно же, нет. Напротив, оказавшись в такой ситуации, человек сделает все возможное, самые достойные поступки, чтобы пусть даже в последний момент искупить свою вину и избегнуть мук Ада. Даже тот, кто в земной жизни не верил в приближение Судного Дня и считал все это вымыслом, впадет в панику, узнай он, что Ад уже совсем близок к нему, и будет стараться искупить свои грехи. Однако в тот День у человека уже не будет времени исправить ситуацию. Потому что вместе со смертью заканчивается срок земного испытания, установленный Аллахом для него, и книга записи земных деяний уже закрыта. И теперь уже воздаянием им будет то, что сами они уготовили себе, все их благие дела или злодеяния будут представлены перед ними.
Поэтому верующие, обретшие крепкий Иман, в земной жизни усердствуют в поклонении Всевышнему, готовясь к следующей вечной жизни, так как твердо верят в существование Рая и Ада и помнят о каждодневном приближении смерти. Му`мины часто напоминают себе о Дне Расчета, когда все люди будут собраны перед Господом и о каждом из людей Аллах примет решение, напоминают, чтобы в ином мире не пережить отчаяние и горькое раскаяние. Му`мины готовятся к следующей, вечной жизни с таким твердым знанием и искренней верой, словно бы они уже видели совершенные красоты Рая и ужасающие картины Ада и вернулись обратно на землю.
Поэтому, сталкиваясь с тем или иным испытанием от Господа, проявляют самые достойные качества своей души. Так как знают, что даже самый малый проступок, малодушие и неискренность в тот самый главный День могут заставить его очень горько сожалеть о содеянном.
Твердая вера му,минов в существование и близость иного, вечного мира приближает их к Аллаху и беспрестанно усиливает в них трепетный страх перед карой Всевышнего. Му`мины, достигшие крепости Имана, трепещут в страхе перед Аллахом так, насколько они в состоянии испытывать чувство страха, уповая обрести вечную жизнь Рая.
Так бойтесь же гнева Аллаха сколь можете... (Сура «Ат Тагабун», 64:16)