Помимо голоса совести, в сердце возникает совсем иной зов – внушения нафса, – нашего дурного естества, который всевозможными уловками стремиться заглушить голос совести и внушить человеку самые греховные поступки, отвратить человека от истины и заставить совершать его дурные деяния.
Причем нафс (естество) может не делать этих внушений открыто и явно. Он может использовать всевозможные уловки и поводы, и они могут казаться человеку даже рациональными, мудрыми, человек может сказать в сердцах: «ну это все ерунда, ничего страшного не произойдет, если я сделаю так». Но Аллах упреждает верующих в Коране об этом:
(Клянусь) нафсом и тем, что придало ему (форму и соразмерность), и потом внушило ему фуджур (грех и зло, не ведающие границ) и прозрение остерегаться его. Поистине, обретут спасение те, кто очистит его (нафс). (Сура «Аш Шамс», 91: 7-9)
Как сообщается в аяте, человеку внушаются и само зло, и понимание того, что этого зла следует избегать. Человек же испытывается в мирской жизни тем, что изберет он и чему последует из этих двух.